28.09.2013      1312      0
 

Особенности обучения детей с нарушениями речи

Если у ребенка выявлено нарушение импрессивной речи (понимание обращенной речи), следует как можно раньше начать…


Особенности обучения детей с нарушениями речи

Особенности обучения детей с нарушениями речи

Если у ребенка выявлено нарушение импрессивной речи (понимание обращенной речи), следует как можно раньше начать оказывать ему коррекционно-развивающую помощь. Ведь от того, насколько она рано будет оказана, зависит умственное развитие ребенка, процесс его подготовки к школе, да и само школьное обучение.

Зачастую окружающие люди, видя безречевого ребенка, полагают, что он умственно отсталый. Не рекомендуем придерживаться такого мнения, так как умственная отсталость является самостоятельным нарушением, которое имеет свою симптоматику и особенности проявления. Естественно, задержка в умственном развитии у безречевого ребенка будет, но это является лишь следствием системного недоразвития речи. Поэтому нужно быстро искоренить главную проблему, чтобы не было негативных последствий.

В предыдущей нашей статье — Начальный этап обучения понимания речи , мы рассказывали о том, как же научить ребенка понимать простые инструкции. Ну, что ж, пойдем дальше.

Обучение ребенка пониманию названий действий

Обучение пониманию названий действий может проходить одновременно с формирование у ребенка умения понимать названия объектов. Но, если вы видите, что вашему малышу это сложно, не спешите, делайте все постепенно и поэтапно.

Мы не можем говорить о том, что именно с таких слов-названий действий лучше всего начинать. Процесс обучения индивидуален. Вы лучше всего знаете своего ребенка, поэтому сможете подобрать именно те действия, которые более импонируют ему. Ну, а мы, в свою очередь, приведем примеры, как это сделать.

Выполнение простых движений

Например, вы решили обучать ребенка пониманию инструкции «Хлопай». Для ее выполнения необходимо продумать время и место, так как постоянно и везде хлопать как-то не принято. Включите веселую детскую песенку, начните сами хлопать в такт мелодии. После чего дайте поручение ребенку: «Хлопай!».

Если малыш не подражает вашим действиям, используйте прием совместных действий, когда вы берете руки ребенка в свои и совершаете ими необходимые действия. После совместного выполнения задания, дайте ребенку еще раз эту же инструкцию. Если малыш выполняет необходимые действия в данной ситуации, можно давать инструкцию «Хлопай!» и в иных подходящих ситуациях и моментах. Аналогично осуществляется обучение пониманию и других инструкций типа «Подними», «Прыгай», «Сядь» и т.д.

В том случае, если ребенок соотносит несколько действий и слов, переходите к формированию умения дифференцировать две инструкции. Выбирайте те инструкции, которые по своему звуковому оформлению резко отличаются друг от друга, например, «Хлопай» и «Сядь». Близкие по звучанию слова на первых порах могут только усложнять процесс обучения. К примеру, инструкции «Топай» и «Хлопай» достаточно тяжело отличить еще неопытному в этом деле ребенку. К такой дифференциации можно переходит тогда, когда ребенок уверенно понимает резко отличающиеся по звучанию слова-действия.

Выполнение действий с предметами

Для обучения необходимо подбирать те предметы, которые хорошо знакомы ребенку по своему функциональному назначению и не вызывают у него отрицательных эмоций. Приведем пример обучения пониманию действий, связанных с использованием карандаша.

Разместите карандаш и бумагу на столе перед ребенком и дайте ему задание «Рисуй!». Следите за тем, чтобы он не начал с карандашом выполнять какие-либо действия до того момента, пока вы ему не дали инструкцию.

Если ребенок не начинает совершать необходимые действия, напомните их. После чего еще раз повторите задание. Затем выложите перед малышом несколько предметов, например, карандаш и расческу, и снова дайте ему инструкцию «Рисуй!». Таким образом, происходит обучение понимание различных названий действий с предметами. Желательно, чтобы в процессе обучения менялись условия.

Например, даем инструкцию «Рисуй!» не только за столом, но и на улице. В качестве орудия для рисования может быть палочка. Это делается для того, чтобы ребенок переносил свой сформированный навык в естественные повседневные рутины.