Ребенок не говорит. Этот период затягивается. Родители начинают беспокоиться. И это правильно. Зачастую отсутствие говорение (экспрессивной речи) связано с тем, что у ребенка нарушен фонематический слух (возможность различать отдельные звуки, их сочетания, слова) или могут быть более сложные системные нарушения (сенсорная алалия). Поэтому сначала нужно научить ребенка воспринимать речевой материал и соотносить его с реальными объектами, людьми, действия и т.д.
Рассмотрим варианты начального обучения ребенка пониманию речи обращенной к нему окружающих людей. Родители сами могут выбрать речевой материал для обучения. Мы предлагаем алгоритм работы, который может быть перенесен на другой речевой материал.
Обучение выполнения инструкции «Дай»
Для обучения необходимо подобрать такой предмет, который часто встречается в быту, доступен для захвата, вызывает положительные эмоции у ребенка. Обучение может происходить за столом или в другом удобном для ребенка месте.
Взрослый и ребенок сидят за столом лицо к лицу. На столе расположен только тот предмет, с которым будет проводиться обучение, например, кукла-голыш. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке и дает инструкцию: «Дай куклу». Если ребенок берет куклу и дает ее взрослому. Взрослый сообщает ребенку: «Молодец! Ты дал(а) куклу». После чего вместе с ним совершают игровые действия с игрушкой. В том случае, если ребенок не выполняет поручение, следует подключить к процессу обучения еще одного взрослого, который сидя за спиной ребенка, совершит его руками необходимое действие. С каждым разом степень помощи должна уменьшаться. Обучение проводить до тех пор, пока ребенок сам станет выполнять поручение. Однако это может произойти не за несколько минут. Если у ребенка есть какие-то умственные нарушения, на это может быть затрачено достаточно длительное время. Будьте внимательны, следите за реакцией ребенка: не хочет выполнять, капризничает – заканчивайте обучение.
Ребенок выполняет инструкцию с куклой. Можно переходить к альтернативным предметам. Положите перед ребенком куклу и чашку. Предметы должны быть расположены на равном расстоянии от малыша, так как в противном случае он будет брать тот предмет, который расположен ближе. Дайте ту же инструкцию, что и в первом случае: «Дай куклу». Если ребенок дает вам куклу, его хвалят, и выполняют игровые действия с игрушкой. В том случае, когда ребенок не справляется с заданием, включается второй взрослый. Через совместные со взрослым действия ребенок дает куклу коммуникативному партнеру. Постепенно помощь второго взрослого должна уменьшаться, а количество альтернативных предметов увеличиваться до 5 – 6. Обучение проводится до тех пор, пока ребенок научиться выполнять поручение самостоятельно, выбирая только заданный предмет.
Если ребенок научился выполнять инструкцию «Дай!», переходите к обучению новым поручениям, например, «Возьми!», «Принеси!», «Покажи!» и др. После того как малыш усвоит основные действия с предметами, можно начинать его учить соотносить реальные объекты с изображениями на фотографиях и картинках и выполнять действия уже относительно графических изображений.
Типичные ошибки при обучении
Часто родители желаю, чтобы ребенок быстрее научился выполнять различные действия, поэтому они используют подсказки. Например, после того как предъявлена инструкция взрослый располагает свою руку рядом с предметом, который предлагается дать ребенку; смотрит на тот предмет, который нужно дать, использует указательные жесты, кивки головой и т.д. Такая помощь нисколько не облегает обучение, а, наоборот, тормозит этот процесс. Ребенок становится зависимым от реакции взрослого. Однако он должен только реагировать на вербальные сигналы – инструкции по выполнению. О том как же учить ребенка понимать названия различных предметов, их качеств и более сложных действий, читайте в одной из следующих статей.