28.03.2015      3501      1
 

Какие бывают проблемы с речью у детей?

Трудности речи наиболее часто встречаются у детей в возрасте от двух до пяти лет, когда…


Какие бывают проблемы с речью у детей?

Какие бывают проблемы с речью у детей?

Трудности речи наиболее часто встречаются у детей в возрасте от двух до пяти лет, когда они начинают учиться разговаривать и выражать в словах свои мысли. Если развитие младенца происходит в спокойной и счастливой обстановке, то в большинстве случаев это проходит. Однако примерно  5- 7% детей не всегда избавляются от дефектов речи.

Успех в овладении речью во многом зависит от общего развития малыша, его внимательности и старания, психологического климата в семье и наследственности. Даже у родных братьев-сестер в одной семье процесс овладения речью может существенно отличаться.

Прежде, чем обратиться к специалисту,  нужно знать, где в каждом конкретном случае норма, а где  — отклонение от нее.

Современная психология выделяет два типа детей, которые нормально развиваются  с точки зрения речи: говоруны и молчуны.

У «говорунов» часто проявляется повышенная активность и интерес ко всему  окружающему. Такие дети всегда что-то рассказывают, задают много вопросов и очень легко осваиваются в незнакомой обстановке. Иногда «говоруны» начинают разговаривать раньше других детей.

«Молчуны», наоборот,  склонны к созерцательности и трудно адаптируются в новой обстановке. Такие дети часто поздно начинают говорить, однако, практически без дефектов. Но, если «молчун» так и не начал говорить к 2-3хлетнему возрасту, то родители должны обратиться к специалисту.

Основные нарушения речи у детей

Дислалия (косноязычие)

Особенности:  нарушение звукопроизношения, т.е.  звуки  искажаются, заменяются на другие, смешиваются или просто отсутствуют. До наступления определенного возраста дислалия не требует вмешательства специалиста. Такой диагноз ребенку ставят в возрасте более 4 лет,  когда он при хорошем слухе, достаточном словарном запасе и правильном построении предложений, произносит некоторые звуки неправильно, по-детски. Например, вместо «рыба» — «лыба»,  «шашка» — «саска» и т.д.

Ринолалия

Особенности:  нарушение тембра голоса, которое вызывают анатомические дефекты речевого аппарата. Ребенок гнусавит, говорит «в нос». В данном случае будут искажаться все звуки, речь такого малыша непонятна, монотонна и неразборчива.
Такой дефект наблюдается в результате расщепления твердого и мягкого неба, при травме носовой или  ротовой полости или параличе мягкого неба. Также тембр голоса может изменяться при недостаточном попадании воздуха в носовую полость при полипах, аденоидах и в случае искривления носовой перегородки. При этом наблюдаются нарушения в произношении  носовых гласных и согласных звуков.

Дизартрия

Особенности:  нарушения в произношении при поражении работы нервов, которые связывают речевой аппарат и центральную нервную систему. Ограничиваются скорость и сила  движений речевых органов,  нарушается произношение всех звуков, интонации, речевого дыхания и мелодики речи.
К примеру, у малыша наблюдается потеря контроля над своим языком, который становится непослушным. Ребенок не может надувать щеки или хмурить брови, так как лицевые мышцы малоподвижны. Нужно знать, что дизартрия является не отдельным заболеванием, а частью нарушения двигательной сферы.  Поэтому ребенок нуждается в комплексном лечении.

Алалия

Особенности: наблюдается частичное или полное отсутствие речи при наличии хорошего физического слуха. Ребенок при этом не умственно отсталый, речевой аппарат не имеет аномалий, парезов и параличей. Он не ограничен  в речевой среде и  стремится к общению с окружающими, правда, только при помощи жестов и мимики. Специалисты видят причину возникновение алалии в  недоразвитии или поражении речевых областей, расположенных в левом полушарии головного мозга. Такие нарушения происходят или во внутриутробном,  или раннем периодах развития детей. Алалия может быть сенсорной (ребенок не понимает и не может воспроизводить человеческую речь) и моторную (малыш понимает  речь, но не  в состоянии овладеть ею).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Особенности: ребенок нормально, но позже и медленнее сверстников овладевает речью.  Такой диагноз ставят детям в раннем возрасте. Причины возникновения ЗРР могут заключаться в неполноценной речевой среде, недостаточном физическом и психическом здоровье, замедленном темпе созревания отвечающих за речь нервных клеток.

Заикание (логоневроз)

Особенности:  нарушается темп, ритм и плавность речи, что вызвано судорогами мышц лица. При этом наблюдается повторение звуков (чаще согласных), растягивание гласных, повтор слов и слогов,  остановка речи. Часто этот дефект обусловлен страхом. В повседневной жизни такой ребенок не будет заикаться, но при выступлении  на сцене или ответе у доски вместе с волнением появляется и заикание.

Чтобы избежать заикания, необходимо:

  • обеспечить полноценной речевой среды с правильной и неторопливой окружающей речью;
  • ограничить контакты ребенка с заикающимися;
  • избегать скандалов при ребенке;
  • не допускать физических и психических травм;
  • избегать запугивания малыша с помощью страшных сказок и героев;
  • не оставлять ребенка в темной комнате в наказание и не бить.

Что делать родителям, если они заметили у своего малыша дефекты речи?

1. Если ребенок коверкает слова или наблюдаются другие речевые дефекты, не стоит акцентировать на этом внимания. Не заставляйте малыша повторять слова, пока он не произнесет их правильно. Лучше в контексте произнести искажаемое слово громко и четко так, чтобы оно запомнилось ребенку.

2. Не надо ругать ребенка за промахи, а вот за удачи обязательно нужно хвалить.

3. Необходимо больше петь детские песенки и читать книги, декламировать стихотворения и рассказывать сказки.

4. Нужно также заниматься физическими упражнениями, поскольку развитая координация движения способствует  речевому развитию.

И самое главное! Если у детей наблюдается сильное нарушение речи, не стоит откладывать визит к специалисту. Только он может определить, есть ли реальная  угроза или, быть может, ребенок сам «перерастет» это.