28.12.2013      1886      0
 

Конспект занятия по развитию связной речи для детей с ТНР 6 — 7 лет

Тема: «Пересказ сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Под грибом» (с элементами драматизации) Цель: Создать условия для формирования…


Конспект занятия по развитию связной речи для детей с ТНР 6 - 7 лет

Конспект занятия по развитию связной речи для детей с ТНР 6 — 7 лет

Тема: «Пересказ сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Под грибом» (с элементами драматизации)

Цель: Создать условия для формирования у детей навыка пересказа большого по объему текста с элементами драматизации по опорным картинкам.

Задачи:

1. Способствовать формированию действий целенаправленного восприятия содержания текста.
2. Обеспечивать формирование навыков планирования пересказа текста.
3. Совершенствовать развитие грамматически правильной фразовой речи.
4. Активизировать словарь.
5. Обеспечивать формирование навыков пересказа текста с элементами драматизации.
6. Совершенствовать развитие интонационной выразительностью речи, чувства ритма.
7. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
8. Создать условия для воспитания чувства дружбы и любви к товарищу, умения поддержать в трудную минуту.

Демонстрационный материал: Набор картинок – масок героев рассказа.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Грибок-теремок», чтение пословиц и поговорок о дружбе, объяснение смысла.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о дружбе, объяснить их значение (Дружба — великая сила; Без беды друга не узнаешь; Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей; Друг в беде — друг вдвойне; Не бросай друга в несчастье и др.)

II. Основная часть.

1. Раздается грохот (лопает шарик) за дверью, прилетает Лягуша (кукла бибабо) на шарике, сообщает о том, что у нее очень много друзей, каждый может быть ее другом. Она не верит в то, что «друзья познаются в беде», что «старый друг лучше новых двух»

2. Логопед предлагает детям попробовать переубедить Лягушу и всем вместе послушать сказку В.Г. Сутеева «Под грибом». (По ходу чтения выставляются картинки-маски героев сказки)

3. Разбор содержания по вопросам и с элементами договаривания.

— Как-то раз застал муравья…(сильный дождь) Упражнение «Дождик» (Отхлопывание ритма // — // — , здесь и далее / сильный удар, — слабый)
— Что увидел муравей на полянке? Какой был грибок? Куда спрятался муравей?
— Сидит муравей под грибом, дождь…(пережидает)
— А дождь идет все сильнее и …(сильнее) Упражнение «Дождик» (- // — //)
— Кто приполз к грибу? Что сказала бабочка? (Дети, изменяя тембр голоса, говорят от лица бабочки, показывают движения бабочки)
— Что ответил муравей? (Дети с изменением тембра говорят от лица муравья)
— Пустил муравей бабочку…(под грибок)
— А дождь все сильнее и сильнее…(идет) Упражнение «Дождик» (- /// — ///)
— Кто бежал мимо? Что сказала мышка? (Показ движений, с изменением тембра говорят от лица мышки)
— Потеснились — пустили Мышку… (под грибок).
— А дождь всё льёт и… (не перестаёт) Упражнение «Дождик» ( /// — /// -)
— Кто скакал мимо гриба? О чем плакал воробей? (показ движений, произнесение слов героя с соответствующей тембральной окраской голоса)
— Что ответил муравей?
— О чем попросил воробей?
— Что сказал муравей?
— Кто выскочил на полянку? Что закричал заяц? (произнесение слов зайца с соответствующим тембром и движениями)
— Что предложил муравей?
— Только спрятали зайца, прибежала…(лиса)
— О чем спросила лиса? (показ движений и произнесение слов с соответствующим тембром)
— Что ответили друзья?
— Что сделала лиса?

— К тому времени дождик прошёл, и солнышко… (выглянуло). Вылезли все из-под гриба, стали…(радоваться). Дети изображают радость
— О чем задумался муравей?
— Кто засмеялся? Изобразите, как засмеялась лягушка?
— Что сказала лягушка? (Дети говорят слова лягушки с соответствующим тембром)
— Что произошло с грибом?
— Какое настроение было у героев, когда шел дождь? Как изменилось настроение, когда вышло солнышко? (Дорисовка пиктограмм: радость печаль)

4. Физминутка.

Мы сегодня рано встали (Дети потягиваются),
За грибами в лес пошли. (Свободно гуляют по группе-лесу, ищут грибы)
Грузди, рыжики, волнушки (Собирают грибы)
В кузовочке принесли (Округляют ладони, соединяют обе руки вместе, прикасаясь мизинцами)

Или игра «Найди друга» (Дети под музыку «Дружба» (группа «Барбарики») танцуют, при прекращении музыки ищут себе пару и обнимаются)

5. Логопед повторно читает текст с установкой на запоминание, предлагает детям стать героями сказки. По желанию распределяют роли, одевают маски. Логопед спрашивает о том, чем был для друзей грибок во время дождя? (зонтиком, домиком..) Предлагает подумать, что поможет изобразить грибок? (Дети выбирают зонтик)

6. Пересказ текста с элементами драматизации (слова автора может читать взрослый или ребенок, в зависимости от уровня речевого развития детей)

III. Итог.
Воспитатель спрашивает детей, какая из пословиц подходит к сказке? Предлагает придумать свою пословицу. Например, Друг – это тот кто…(никогда не предаст, всегда придет на помощь, выручит из беды…)Спрашивает Лягушу о том, могла ли лиса стать другом зайца? Смогли ли переубедить дети Лягушу? Лягуша благодарит детей, говорит о том, что теперь будет ценить друзей и поняла, что не каждый может быть другом, а настоящие друзья познаются в беде. Прощается с детьми и улетает на шарике. Учитель-логопед Коврякова Татьяна Алексеевна; воспитатель Ухова Галина Александровна