Тема: Рассматривание картинок с изображением природы весной.
Цель: Обобщение и закрепление знаний по теме «Признаки весны». Формирование алгоритма посадки лука в воду (на перо).
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (пиктограммы, картинки);
- продолжать знакомить с весенними явлениями природы;
- учить соотносить предмет с изображением на картинке;
Коррекционно-развивающие:
- расширять словарный запас;
- развивать внимание, восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать интерес к растениям.
Материал и оборудование: звонок, пиктограммы погоды, картинки с изображением природы весной, аудио запись звуков природы (капель, журчание ручья, пение птиц), фотографии с изображением оборудования к уроку (IРАD); корзинка, луковица, лейка с водой, майонезная банка.
Тип урока: урок закрепления изученного, изучение нового материала. Занятие интегрированное ( альтернативное чтение, развитие речи и окружающий мир, труд).
Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы весной; рассматривание иллюстраций, на которых изображены растения; формирование понятия «растение»; разучивание загадок, рассматривание луковицы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звонок на урок. «Вот звенит у нас звонок…»
II. Основная часть.
Какая сегодня погода?(Ученица наблюдает за погодой за окном. Сообщает, какую пиктограмму необходимо поставить в календаре погоды.)
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам идет… (весна)
— Правильно.
— Рассмотри внимательно картинки. Подумай и ответь на вопрос:
— Чем отличается первая картинка от второй?(На первой везде снег. На второй картинке снег растаял, на крыше дома сосульки, птицы собирают веточки (для гнезд), на деревьях появились маленькие листочки и т.д.)
— Правильно. Подумай, когда это бывает. (Весной.)
— Правильно. Расскажи, что происходит весной с сосульками, с почками деревьев.(Сосульки тают, «плачут», появляются листочки).
— Правильно. Как ты думаешь, почему растаял снег, набухли почки, появилась первая травка? (Весна пришла. Солнце ярко светит. Стало тепло.)
— Правильно. Весной солнце уже не только светит, оно пригревает, становится тепло. День становится длиннее. Снег растаял (превратился в воду) и вся земля мокрая. Растениям для роста нужны свет, тепло и вода.
Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика (под тихую музыку с записью звуков природы (капель, журчание ручья, пение птиц).
Отгадай загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
— Давай посмотрим, что у меня в корзинке.(Лук.)
— Это луковица. Какого цвета лук?(Ответ) Какой он формы? Потрогай его и скажи: лук твердый или мягкий?( Лук круглый, твердый.)
— Что нужно для роста растения? (Нужна вода, свет, тепло.)
— Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в воду (землю)?
— Правильно, лук надо сажать корешками вниз.
Ученица проговаривает алгоритм посадки лука в воду с опорой на картинки. Учитель выполняет действия.
Учитель вместе с ученицей определяет оптимальный световой режим. Банку с высаженным луком ставит на подоконник.
III. Заключительная часть.
Рефлексия урока.
— А теперь вспомним, о чем мы говорили на уроке? Что видели и делали?
Работа с фотографиями, которые отражают основные этапы урока.
Звонок.
Примечание. Ученице доступно положение лежа на спине (в гипсе), руки вдоль тела (или на животе; на уровне груди не выше); положение на животе в укладках, руки вдоль тела. Семенова Н.О. учитель надомного обучения, ГБОУ С(к)ОШ №25 Петроградского района.