07.06.2015      1425      0
 

Конспект логопедического занятия «Космическое путешествие»

Тема: Космическое путешествие. Различение звуков [С] – [Ш], букв С, Ш в словах, предложениях, тексте….


Тема: Космическое путешествие. Различение звуков [С] – [Ш], букв С, Ш в словах, предложениях, тексте.

Логопедическая тема: Различение звуков [С] – [Ш], букв С, Ш в словах, предложениях, тексте.

Лексическая тема: Космическое путешествие.

Грамматическая тема: Свистящие и шипящие звуки.

Цель занятия: различение звуков [С] — [Ш], букв С – Ш; в словах, предложениях, тексте; обогащение словаря на тему «Космос».

Задачи:

  • Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков [С]-[Ш], букв С-Ш в словах, предложениях, тексте.
  • Формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Обогащать словарный запас на тему «Космос».
  • Развивать точность движения глаз (чтение наоборот).
  • Развивать речеслуховую, зрительную память, внимание, мышление, пространственную ориентировку, через специальные упражнения.
  • Развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Воспитывать интерес к космическому миру.
  • Формировать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу, навыки самоконтроля, самооценки, умения работать в группе.

Оборудование:

— демонстрационный материал: печатные буквы К,О,С,М,О,С; лента букв, трафареты ракет на парте, звуковые планеты С, Ш; пилотки; картинки с изображением животных, предметов; жетоны; фото космического корабля «Восток», фото Гагарина Ю. А.

-дидактический материал: схема характеристики звуков; схемы слов; карточки с текстом; индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия

Этап занятия

1. Организационный момент. Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, а куда именно, мы узнаем, прочитав слово, данное на доске, но буквы в этом слове перепутались К, О, М, С, О, С.  Верно, мы отправимся в космическое путешествие. И мы с вами пилоты космических ракет.

Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

И перед тем как мы отправимся в полёт, предлагаю пройти испытание, которое нам покажет, как мы ориентируемся в пространстве:

— левой рукой дотронуться до правого уха;
-правой рукой до правого глаза;
— правой рукой до левого локтя.
— левой рукой до левого колена

Молодцы, испытание пройдено успешно. Занимайте места на космических ракетах. Дети надевают пилотки.

2. Речевая разминка. Итак, мы отправляемся в полёт! Для того чтобы освоить инопланетный язык, нам необходимо потренировать наш речевой аппарат.

Нам нужно прочитать 7 согласных звуков одного ряда.

1. БКЗСТРМ
2. ЖЛПФХЧШ
3. ВДНХБГМ
4. ПТКЗРМВ

Дети читают буквенные ряды (каждому ребёнку по 1 строке)

3. Основная часть. Мы с вами приближаемся к 2-м планетам. Какими буквами названы планеты? Звуками? Цель нашего сегодняшнего путешествия — научиться различать звуки С-Ш, буквы ЭС, ША в словах, предложениях, тексте.

Ребята, давайте попробуем дать характеристику данным звукам:

Губы: С- в улыбке; Ш — выдвинуты вперёд, округлены

Зубы: С – неплотно сомкнуты; Ш – разомкнуты

Воздушная струя:С – Холодная; Ш – сильная, тёплая

Язык:  С – кончик языка упирается в нижние зубы;  Ш – язык в форме чашечки, кончик поднят к нёбу

Горло: С – спит; Ш- спит.

С – согласный, твёрдый, глухой

Ш – согласный, твёрдый, глухой

В космическом пространстве находятся картинки (Слон, бусы, собака, кактус, шишка, мышь, шалаш, кошка). Им нужно помочь найти свою звуковую планету. Сейчас каждому из вас нужно разместить по 1 картинке на планету со звуком С и Ш. А сейчас запишите то, что изображено на картинках в 2 столбика. Проверим, (вывешиваем на доску напечатанные слова).

Перед вами в ваших ракетах находятся схемы слов. Экипажу красной ракеты предлагается выбрать схему слов – шишка, бусы: синей ракете – шалаш, слон, Впишите буквы ЭС, ША в данные схемы. Давайте попробуем составить предложения со словами, которые мы с вами записали.

Физминутка

Раз – пилоты улыбнулись,
Два – пилоты потянулись,
Три – присели,
Четыре – взлетели,
Пять – улыбнулись опять,
Шесть – глубоко вздохнуть и тихо сесть.

К нам поступило инопланетное сообщение Полёт в космос. Вот ракета зашумела, шевельнулась и пошла вверх. Между облаками на земле видны дома, деревья. С такой высоты они похожи на игрушечные. Земной шар в космосе – как остров в волшебном океане. А сейчас, каждый из вас прочитает по одному предложению.

Итак, экипаж, о чём говорится в этом тексте? Нам послано задание к этому тексту. Давайте попробуем прочитать его: ЕТИГОМОП ЬТАКСЫТО ЫВКУБ С Ш.

Что нам нужно сделать в тексте? Нам нужно найти в тексте все буквы ЭС и зачеркнуть их, все буквы ША обвести в круг.

А сейчас обменяйтесь карточками с экипажем соседней ракеты и проверьте правильность выполнения задания.

Игра «Шифровка». Нам нужно расшифровать название космического корабля, используя предлагаемый ключ:

А – 1. Ё – 7. К- 12. Р – 18. Х – 23. Ы – 29.
Б – 2. Ж – 8. Л – 13. С- 19. Ц – 24. Ь – 30.
В – 3. З – 9. М – 14. Т – 20. Ч – 25. Э – 31.
Г – 4. И -10. Н -15. У – 21. Ш – 26. Ю – 32.
Д – 5. Й – 11. О – 16. Ф – 22. Щ -27. Я – 33.
Е – 6. П -17. Ъ – 28.
(3, 16, 19, 20, 16, 12)

Итак, как же называется знаменитый космический корабль?

Восток – первый в мире космический корабль с человеком на борту. Его запустили в космос 12 апреля 1961 г. Пилот-космонавт этого космического корабля – Юрий Алексеевич Гагарин.

4. Рефлексия.

-Что ж, ребята, время нашего полета закончилось. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Ведем обратный отсчет от 10 (дети закрывают глаза). Есть касание! Мы снова на Земле.

Ребята, понравилось ли вам наше космическое путешествие?
Что запомнилось больше всего?
Что было сложным?
На каких планетах мы с вами побывали?
Что мы учились делать?
Чем они отличаются? Чем они похожи? (можно с опорой на схемы). Малинкова А.Н. учитель-логопед, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.