Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»
Группа: подготовительная к школе
Образовательная область : «Речевое развитие»
Логопед: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?
Дети: кислый
Логопед: Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»
Сообщение темы занятия
Выделение звука Щ из чистоговорки.
Логопед: Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)
Дети: Звук Щ
Фонетическая зарядка
Логопед: Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.
Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.
Логопед: поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?
Дети: Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.
Логопед: Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?
Дети: Да. Мешает язык.
Логопед: значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?
Дети: нет
Логопед: значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ )
Дайте характеристику звуку Щ
Дети: звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.
Выделение звука Щ на слух среди других звуков.
Логопед: Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ
щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ
Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов
Ща-що-ща ощ-ущ-ащ
Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ
Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ
Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ
Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»
Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.
Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.
После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.
Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.
Логопед: почему ты закрыл кружком эту картинку?
Дети: это щука. В этом слову есть звук щ.
Логопед: где находится звук щ в слове щука?
Дети: В начале слова.
Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.
Проверка на экране.
Образование существительных с помощью суффикса «ищ».
Логопед: Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища)
Не усы, а огромные …
Не нос, а….
Не лапы, а …
Не когти, а …
Не хвост, а …
На лапах не маленькие сапоги, а огромные…
У него не тихий голос , а громкий….
Кто же это?
Дети: кот. Котище
Логопед: наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?
Дети:: да
Логопед: Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.
Кот: щегол
Логопед: Вы согласны с ним , ребята?
Дети: нет
Логопед: сколько звуков в слове щи (2)
Какой звук появился в слове щит ( т)
Сколько всего звуков в слове щит (3)
В слове щука (4)
Щегол (5)
Значит какое слово самое короткое?
Дети:: щи
Логопед: Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.
Проверка на доске через компьютер.
Звуковой анализ слова щука.
Логопед: Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят).
Синтез слова роща.
Логопед: А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.
Какой первый звук в слове ручка?
Дети: (р).
Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.
Логопед: Какое получилось слово?
Дети: роща.
Логопед: Выложите слово роща кружками.
Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? ( Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)
Дети: нет. Дети исправляют ошибки.
Физминутка.
Логопед: Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ.
Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков)
Логопед: Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?
Дети: Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.
Логопед: Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей).
Итог занятия. Королева С. учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери.