03.02.2016      618      0
 

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка

Тема: Животные жарких стран. Путешествие в Африку Цели: совершенствовать и активизировать словарный запас детей по…


Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкаТема: Животные жарких стран. Путешествие в Африку

Цели:

  • совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, подборе эпитетов и родственных слов, согласовании числительного с прилагательным и существительным, составлении описательного рассказа по плану;
  • закреплять навыки слогового и звукобуквенного анализа слов;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, эмоциональную выразительность речи.

Оборудование: предметные картинки с изображением экзотических животных; мяч; карточки с цифрами 2, 5, 9; буквы для составления слов; карточки со словами из кроссворда или предметные картинки (гепард, бегемот, зебра, жираф, тигр, носорог); кроссворд; мягкая игрушка лев.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие

II. Сообщение темы

Я приглашаю вас сейчас по джунглям погулять.

Кто в жаркой Африке живет? Давайте вспоминать.

III. Закрепление

1. Игра «Маленький – огромный». Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Дети вспоминают названия экзотических животных и образуют от них слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, произносят слова с соответствующей интонацией (лаково и угрожающе). На доске выставляются предметные картинки с изображением называемых животных.

Например: бегемот – бегемотик – бегемотище.

2. Согласование числительного с прилагательным и существительным:

Царь зверей, могучий лев
Решил всех подданных собрать,
Чтоб клыкастых и рогатых,
И зубастых, и лохматых,
Всех-всех зверей пересчитать.

На доске карточки с цифрами 2, 5, 9. Каждый ребенок выходит со своей картинкой и составляет словосочетание.

Например: 2-е рогатые антилопы, 5 рогатых антилоп, 9 рогатых антилоп.

3. Игра «4-й лишний»:

До чего же лев устал.
Целый день зверей считал.
Лев считал, но просчитался:
Кто-то лишним оказался.
Ну-ка, дети, раз, два, три!
Помоги его найти!
Кто лишний?

 Зебра, слон, жираф, морж;

 Носорог, лошадь, обезьяна, жираф;

 Тигр, слон, лев, леопард;

 Мартышка, бегемот, гепард, носорог

4.  Динамическая пауза:

1) Речь с движением:

Жил да был огромный слон.
Кланялся при встрече он,
Длинным хоботом он с пальмы
Доставал себе бананы.
Утром рано на заре
Душ устраивал себе.

2) Игра «Мамы и детеныши» с перекидыванием мяча:

Животные в жаркой Африке
Живут-поживают, не тужат
И между собою дружат.
И каждое утро зверятки
Играют на детской площадке.
Приводят как в детский сад
Звери своих зверят.
— Тигрица ведет …(тигренка),
— Львица приводит …
— Слониха ведет …
— Верблюдица — …
— Страусиха ведет — …

5. Игра «Собери слово». Звуко-буквенный синтез:

На ковре рассыпанные буквы (6 наборов – названия экзотических животных).

Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
И вертелись, и кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Помоги гостей собрать!

1) Составление слов из букв. Дети парами собирают каждая пара свое слово.

2) Чтение слов. Кто был у слона на дне рождения?

3) Поднимите руки, у кого названия хищников? У кого травоядные? У кого слово из 2-х слогов? Из 3-х? из 4-х?

6. Кроссворд. Составление описательного рассказа по картинному плану.

Тут еще одна напасть:
Звери вздумали пропасть.
Поиграть решили в прятки,
Льву загадывать загадки.
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Помоги всех отыскать!

У 6-ти детей карточка со словом или предметная картинка. Ребенок описывает своего животного по плану, не называя его. Остальные отгадывают. Заполняется кроссворд.

План

1. Место обитания

2. Внешний вид

3. Питание

4. Образ жизни и особенности поведения

5. Как растит детенышей

Кроссворд

1.

5. ТИГР

Е

2. П

Б А

3. ЗЕБРА

Г Д  4.

Е   Ж

М   И

6. Н ОСОРОГ

Т   А

Ф

IV. Итог

Лев, царь зверей. Говорит вам спасибо и хочет пожать руку тому, кто подберет родственное слово к слову ЛЕВ.

Дети называют родственные слова (львица, львенок, львиный, Лева, левушка) и пожимают лапу мягкой игрушке льву. Лавренова О.А. учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 68.