Для правильного формирования личности ребенка необходимо хорошее развитие связной речи. Одним из видов такой речи и является пересказ. Ребенка необходимо начинать учить пересказу в 2,5–3 года, так как это умение понадобится ему для последующего обучения в школе. Именно в школе дети начинают учить большие объемы информации и усваивать ее с помощью пересказов. Если ребенка не учить пересказывать текст, то в школе у него появятся проблемы с восприятием информации.
Пересказ – это когда ребенок творчески подходит к рассказу, который был уже ранее прочитан или прослушан. Пересказывать тексты – это легкая речевая деятельность, но ребенку очень тяжело пересказать текст или рассказ, не потеряв смысла.
Чтобы правильно и активно развивался, его нужно обучать пересказам. При пересказе ребенок начинает привыкать к художественной речи, запоминает слова и словосочетания, получает навыки владения родным языком.
Если ребенок умеет хорошо и грамотно пересказывать прочитанный или прослушанный текст, то он становится более общительным и уверенным в своих силах, постепенно преодолевает застенчивость. Во время обучения пересказу ребенок получает и эстетическое воспитание.
Существуют следующие виды пересказов:
1. Подробный пересказ. Он очень близок к тексту. Ребенок при таком пересказе воспроизводит все детали и подробности текста.
2. Пересказ фрагмента текста. Такой вид пересказа очень часто используют для деток в детских садах или школах. Текст делится на части, и каждый ребенок пересказывает свою часть произведения. Используют его с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Пересказ с изменением лица. Например, текст от первого лица меняют так, чтобы пересказ велся от третьего лица.
4. Пересказ по аналогии. Это пересказ, в котором меняется герой или события.
5. Пересказ в виде игры с использованием игрушек или настольного театра.
Для пересказа ребенку необходимо предлагать произведения, которые соответствуют определенным требованиям.
• Простое и лаконичное содержание и смысл.
• Произведение должно развивать в ребенке положительные черты характера и учить его чему-то полезному.
• Язык должен быть доступным, построение фраз – четким и лаконичным.
• Ребенок должен начать узнавать уже известных ему персонажей.
• Произведения должны иметь сюжет и композицию.
• Ребенок должен понимать суть произведения.
• Пересказ должен быть передан очень близко к тексту.
• В произведении должен использоваться правильный ритм, соблюдаться культуру рассказа.
В итоге вам просто нужно выбрать произведение и действовать согласно требованиям пересказа. Занимайтесь с ребенком, пересказывайте вместе тексты, и тогда он будет говорить грамотно и сможет с легкостью общаться с людьми.