Цели: уточнить пространственное значение предлога из-за, упражнять ребенка в правильном употреблении предлогов, закрепление употребления предлога с, учить составлять разнообразные предложения с предлогом из-за,
Оборудование: сюжетная карточка «Прятки», объемные муляжи животных и птиц, игрушечная мебель.
Ход занятия
1. Орг.момент. Здравствуй, Лиза. Сегодня на занятии будут гости. Они будут оценивать нашу с тобой работу на занятии, поэтому надо сконцентрировать свое внимание на заданиях и не отвлекаться.
2. Повторение и закрепление материала прошлого занятия.
-Вспомни, с каким предлогом мы составляли с тобой предложения на прошлом занятии? ( с предлогом «С»)
-Внимательно подумай и продолжи предложение с нужным предлогом:
Весной сосульки падают……… с крыши.
Осенью желуди опадают …….. ..с дуба.
После новогоднего праздника игрушки снимают…с елки.
3. Переход к новой теме занятия.
А сегодня мы будем с тобой работать с другим предлогом «ИЗ-ЗА», помогать на занятии нам будут курочка Ряба и петушок «Сладкий голосок›› .
Только вот где же они? Наверное, опять спрятались от меня… что же делать?
Поможешь их отыскать? (находит- за телефоном, за лампой. . .)
-Где они прятались?
А если бы они сами к нам вышли? -то откуда бы они появились? (ИЗ-ЗА лампы?…)
Правильно, если кто-то за чем-то стоял (прятался), а потом оттуда вышел- то К предлогу ЗА впереди добавляется ИЗ (значит движение), и получается предлог ИЗ-ЗА.
Ты сидишь за чем? (за столом)
А теперь попробуй сделать так(то есть движение), чтобы получился предлог ИЗ-ЗА.
Нам помогает семья кого? Почему семья? Кто их детки? (цыплята)
Выйди ИЗ-ЗА стола и покорми наших помощников.
4. Пальчиковая гимнастика.
Петух с курицей гуляли
Наши зернышки клевали
И пили водицу
Прямо из корытца
5. Закрепление нового материала.
-Курочка и наш петушок где живут? Значит, как их можно назвать? (домашние животные или птицы).
А каких домашних животных ты еще знаешь? (показ муляжей СОБАКА, КОЗА, ЛОШАДЬ)
А домашних птиц? (УТКА, ГУСЬ)
— Назови пожалуйста их детенышей?
Гуляли вечером домашние животные во дворе. И вдруг услышали страшный вой… Это злой волчище воет… И попрятались со страху все… (куда спряталась собака, лошадь…
— Составление предложений с предлогом ЗА и ИЗ-ЗА
Спряталась лошадь за дом…
— На доме что лежит? (снег) Почему? (зима) А какой месяц зимы сейчас? (январь, первый месяц зимы).
Потом появился охотник Булька, застрелил волка и все стали выходить из своих укрытий…
6. Составление предложений и схем предложений.
Лошадь вышла из-за дома.
Собака вышла из-за дерева.
Коза вышла из-за снеговика.
Утка вышла из-за сугроба.
Гусь вышел из-за елки.
Курица с петухом вышли из-за забора.
7. Динамическая пауза
Утро встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо-влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух-
И с разбегу в воду плюх!
8. Задание на пространственное восприятие предлогов
Внимательно послушай инструкцию к следующей игре: У собаки был … маленький щенок. Отпустила его мама погулять. Гулять он будет непросто, а по клеткам …
С красной клетки двигается вверх 3 клетки, а потом — направо 1 клетку…
Где оказался наш щенок? (за елкой) Потом ему 3 клетки направо, откуда он вышел? (из-за елки)…
9. Дифференциация предлогов ЗА, ИЗ-ЗА
Игра «Путаница»
— Я скажу, а ты меня исправь, если неверно и повтори предложение правильно и грамотно.
«солнце показалось ЗА туч»,
«лиса выглянула ЗА дерева»,
«мяч закатился ИЗ-ЗА шкаф»
10. Повторение предлогов.
Работа по сюжетным картинкам. Показать какой предлог употребляется в отношении местонахождении того или иного животного.
11. Итог занятия.
— Что сегодня мы с тобой изучали?
12. Оценка деятельности ребенка. Очень хорошо занималась, Лиза, молодец.
13. Домашнее задание. Работа по картинке. Пономарева Ю.В. логопед, Уфимская коррекционная школа-интернат №63