Ваш ребенок — школьник. Это его детская «работа», и не менее, а может и более напряженная, чем у взрослых. Правильный распорядок дня, учет индивидуальных (физических и психических) особенностей ребенка, следование режиму — вот залог его хорошего самочувствия и успеваемости. О том как правильно составить режим дня для ребенка — школьника, мы и поговорим. Что же такое«правильный» режим дня?
Если в течение нескольких недель или постоянно ребенок чувствует себя бодрым, здоровым, он любознателен и весел, с удовольствием посещает занятия, занимается спортом, гуляет, общается со сверстниками, то можно считать, что распорядок дня составлен верно.
Если же вы стали замечать, что ребенок стал вялым, пассивным, постоянно капризничает, не хочет ходить в школу, на уроках отвлекается, а жалобы на то или иное недомогание становятся все чаще и чаще к концу недели, не спешите бежать к врачу и не ругайте малыша. Посмотрите на его режим. Не слишком ли рано он встает? Не слишком ли поздно он ложиться? А может, придя домой, он до вечера сидит за уроками? Также он может быть перегружен дополнительными занятиями: теннис и музыка, хореография и рисование, английский язык и плавание, так можно продолжать до бесконечности. А ведь дома нужно сделать еще и домашнее задание, а так хочется и на компьютере поиграть и мультики посмотреть. Разве может детский организм справится со всем этим?
Так можно ли сделать, чтобы ребенок и не уставал, и разносторонне развивался, все успевал и чувствовал себя хорошо? Конечно можно, если научится правильно управлять своим временем. Только нужно родителям усвоить некоторые правила и привить их своим чадам.
Правило первое, и самое основное: четко и неотступно следовать заведенному распорядку дня (с поправкой на выходные, о которых мы поговорим чуть ниже).
Правило второе. Не менее 2–3 часов ребенок должен проводить на воздухе, вне зависимости от погоды.
Правило третье. Не все свободное время дома надо проводить за выполнением домашнего задания(более подробно я расскажу об этом ниже).
Правило четвертое. Не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными.
Правило пятое. Выходные только для отдыха!
Правило шестое, и самое главное. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего ребенка, а не на режим дня соседского мальчика или даже на свой собственный, когда вы были ребенком. Не заставляйте ребенка делать что-то насильно. Отвлеките его игрой или другим делом, а потом вместе с ним продолжите. Скорее всего, с мамой или папой малыш уже сделает то задание, на которое раньше даже не хотел смотреть.
Вот и все правила. Их так мало, но я уверена, что придерживаясь их, режим вашего ребенка станет наиболее рациональным. Теперь немножко о каждом из этих правил.
Составляя распорядок для своего малыша, необходимо точно знать, сколько времени ему нужно на сон, чтобы чувствовать себя отдохнувшим. Для младшего школьника ночной сон должен быть не менее 9–10 часов. В возрасте 6 –10 лет дети должны ложиться не позднее 21.30, если вставать им нужно в 7–7.30.Также совсем не плохо, если малыш восстановит свои силы и непродолжительным (не более 1,5 часов) сном после обеда. Но если ребенок не хочет ложиться — не заставляйте его.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребенок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 часов. Тратить много времени дома на уроки нецелесообразно, ребенок устает и занятия идут во вред.
Для каждого возраста существует свое время, которое не должно превышать санитарно-гигиенические нормы:
В 1 классе, начиная со второго полугодия, — не более одного часа.
Во 2 классе — до полутора часов.
В 3–4 классах — до двух часов.
Также необходимы и перерывы во время работы (как в школе — перемены), работать без отдыха ребенок может недолго, от 8 до 15 минут, смотря каким видом деятельности он занимается. При этом непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8–10 минут, у второклассника — 10–15, письмо 4–5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнение для кистей и пальцев рук. Через 30–40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — перекусить, поиграть, немного прогуляться. Только не стоит опять же смотреть телевизор или играть на компьютере — ведь должны отдохнуть глаза, поработать другие группы мышц. Если вы видите, что ребенок устал раньше, дайте ему отдохнуть, потому что работа в утомленном состоянии непродуктивна — времени вы затратите больше, а результат вас только расстроит.
С каких предметов начинать выполнять домашнее задание, надо определить индивидуально. Начинать лучше всего с чтения, оно «включает» ребенка в работу. Потом стоит выполнить задание по письму, далее — математика. «на закуску» оставьте самые легкие предметы. Однако если ребенок хочет изменить порядок выполнения — дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он будет делать сначала.
Теперь хотелось бы рассказать, как лучше планировать дополнительные задания. Как я уже писала выше, их не должно быть больше двух. Желательно, чтобы они различались по своему назначению: занятия, направленные на физическое и умственное развитие. Два занятия одной направленности (или способа выполнения) утомляют ребенка, ухудшают самочувствие и не несут соответственно и пользы. Например, занятия фортепиано и рисованием: постоянно одна поза, нагрузка на глаза и руки, малая подвижность. Или, например, плавание и хореография: физическая усталость, а отсюда — частые капризы, недомогания, плохое самочувствие, рассеянное внимание, низкая успеваемость.
В день должно быть только одно занятие. Постоянная спешка между школой и различными секциями, а также те нагрузки, которые он получает, выматывают ребенка. После школы ребенок должен передохнуть, погулять и спокойно идти на занятие, после которого также нужен отдых.
В неделю может быть не более двух познавательных и трех спортивных занятий. Желательно, чтобы они чередовались: понедельник, среда, пятница (суббота) — спортивное занятие, вторник, четверг — познавательное.
Вообще хорошо, если ребенок сам выражает желание чем-либо заниматься, в противном случае не заставляйте его — нелюбимые занятия не принесут должной пользы. Если вы заметили, что вашему малышу тяжело заниматься сразу двумя видами деятельности, вместе с ним выберите наиболее предпочитаемый ребенком (лучше спорт), а второй сделайте как хобби. Например, малыш может заниматься рисованием вместе с вами и дома. Это улучшит ваши взаимоотношения и сблизит вас.
На выходные дни старайтесь не оставлять домашнее задание — это время только для отдыха. Вставать в эти дни можно на 2 часа позже, и ложиться на 1 час позже. Кроме одного занятия в спортивной секции, для ребенка все остальные занятия должны остаться на будни.
В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.
В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.
В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом — отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребенок будет готов полноценно учиться дальше.
Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.