12.12.2013      2478      0
 

Какими бывают отличники?

Класс — это коллектив, и, как в любом коллективе, можно выделить разные типы людей, разные модели…


Какими бывают отличники?

Какими бывают отличники?

Класс — это коллектив, и, как в любом коллективе, можно выделить разные типы людей, разные модели поведения. Сегодня я расскажу Вам про отличников. Какие же они бывают?

«Природные» отличники «Природный отличник» — ребенок, от природы наделенный хорошей памятью, сообразительностью, способностью быстро запоминать и быстро мыслить, великолепной фантазией. Это редкость, но и такое бывает. Такой ребенок — счастье и для родителей, и для учителей; все «хватает на лету», всегда готов отвечать и помогать другим, мало времени тратит на выполнение домашнего задание, но выполняет его качественно.

Таков мой ученик Саша. Саша — «природный» отличник, веселый мальчик, который отлично учится благодаря своим способностям, понимает все с полуслова, у него всегда готово домашнее задание, он один из первых запоминает новое правило и всегда стремится к доске делать упражнения. Если же случается неудача, Саша особо не заостряя на ней внимание, идет дальше. Кроме уроков, Саша учится играть на гитаре, участвует в спектаклях и т.п. Очевидно, что быть «отличником» для Саши так же естественно, как дышать.

«Упорные» отличники. Чаще встречается другой тип отличника — «упорные отличники», которые имеют все «пятерки» исключительно благодаря своему упорству, трудолюбию, желанию «не подвести» родителей. Такой ребенок денно и нощно сидит за уроками, в классе иногда получает «четверки», но в результате в четверти у него стоит «пять». Для этого он готов на все: приходить на дополнительные занятия, учить огромное количество материала, просить новые упражнения и т.д. — но «пять» должна стоять в дневнике.

По сути, этот ребенок — хорошист, он вполне мог бы учиться на «четверки», и у него оставалось бы гораздо больше времени на что-либо другое. Но он жаждет быть отличником! Почему? Здесь возможны две причины: или из-за самолюбия, гордости или из-за родителей.

Желание хорошо учиться похвально, но иногда ребенок не выдерживает такой нагрузки: он начинает болеть, нервничать, плакать, — иными словами, состояние «упорного отличника» может нанести вред здоровью ребенка. Мне понятно стремление родителей, их желание, чтобы ребенок был лучше всех — но в погоне за оценками часто забывают о самом ребенке — а хочет ли он быть отличником или он неплохо бы себя чувствовал хорошистом?

В моем классе учатся сразу две «упорные» отличницы: Юля и Аня. Юля — отличница благодаря своему самолюбию, желанию всегда быть первой. Это усидчивый, трудолюбивый ребенок. Когда бывают трудности, и Юля чего-либо не понимает, она задает вопросы до тех пор, пока правило не становиться для нее ясным. Ее никто не заставляет, не подталкивает «быть первой» — это ЕЕ желание.

Аня — отличница «по желанию родителей». На самом деле она — «хорошистка», но родители ругают ее из-за «четверок», про «тройки» даже не говорю. В итоге чаще всего Аню можно видеть с учебником в руках, даже на переменах она учит правила, приходит на дополнительные занятия, и в четверти у нее — «пять». Но Аня практически не гуляет, у нее нет свободного времени. Кроме того, она нервный ребенок, она даже плакачет, если не получает «пять». У Ани нет друзей — у нее просто времени нет на то, чтобы завести друзей. Честно говоря, ее жалко. Родительское требование — «ты должна быть лучшей» — стоит Ане здоровья и успешности в отношениях со сверстниками.

Подводя итоги, хочется сказать:

если ребенок — отличник «от Бога» — великолепно, такого ученика «вести» не нужно, родители могут наблюдать за его успехами и иногда «направлять» его в нужное русло.

если ребенок — «упорный» отличник по собственному желанию, надо лишь следить, чтобы ребенок не переутомился и «не зациклился» на слове «отличник». Такие дети очень тяжело переживают получение любой оценки, кроме «пятерки». Поэтому родителям необходимо помочь ребенку, объяснить, что бывают взлеты и падения; что неудачи бывают у всех — главное, достойно их пережить. Нужно вместе с ребенком проанализировать ситуацию и добиться, чтобы ребенок сделал выводы — в чем он ошибся, и тогда эта ошибка больше не повториться. Неудача — это тоже опыт.

если же ребенок — отличник «по желанию родителей» («мой ребенок должен быть лучше всех!»), то задумайтесь — а так ли нужно Вашему ребенку быть отличником? Не повредят ли ему чрезмерные нагрузки: Может быть, надо дать возможность развиться другим талантам, которые, несомненно, есть у Вашего ребенка?