26.10.2013      580      0
 

Нужна ли ребенку самостоятельность?

Я проработала в школе пять лет. За это время у меня была следующая параллель — я…


Нужна ли ребенку самостоятельность?

Нужна ли ребенку самостоятельность?

Я проработала в школе пять лет. За это время у меня была следующая параллель — я взяла пятые классы и довела их до девятого. Я видела, как дети растут, изменяются, развиваются, как из малышей они превращаются в самостоятельных людей. Награждение «троечника», победившего «отличников» в литературном конкурсе.

Да, наверно, ключевое слово моей работы — самостоятельность. Понятно, что учитель должен учить, вкладывать знания в учеников, но на этом для меня учительство не заканчивается. Кроме того, чтобы дети овладели знаниями, я очень хочу, чтобы они стали самостоятельными людьми, умеющими принимать решения и отстаивать свое мнение.

Расскажу о том, как я работала с моими учениками, чтобы развить в них самостоятельность мышления. Когда ребята перешли в среднюю школу из началки, то на уроках литературы они могли только пересказать текст, а на уроках русского языка — рассказать правило и делать упражнение строго по схеме. Меня это не устраивало.

Во-первых, я убрала из их лексикона фразы: мне кажется, наверно, может быть и т.п. Я заменила их следующими фразами: я думаю, я полагаю, я считаю. Уже к середине пятого класса дети поняли, чего я от них добиваюсь, и если кто-то, забывшись, говорил: «кажется», то остальные ученики напоминали ему, что они теперь так не говорят. Не спорю, сначала дети повторяли эти фразы «на автомате» (ну если учительница так хочет), но потом они поняли, что если ты говоришь «я так думаю», то надо суметь доказать свои слова, быть уверенным, что ты прав и сможешь других в этом убедить.

На уроках литературы я хотела научить их думать, рассуждать, делать выводы. Пересказы текста и чтение вслух остались в прошлом. Я пыталась (это была долгая работа, но она успешно закончилась) научить их высказывать свои мысли относительно произведений, героев, сюжета. Сначала дети стеснялись (слишком непривычно для них это было), но потом научились высказывать свои мысли.

Я разрешала критиковать все, что им не нравилось в произведении, высказывать свои мысли относительно того, что бы они здесь исправили и как бы написали. Естественно, критика «А мне это не нравится, и все!» — одобрения не получала. Я требовала доказательств: из текста, из собственных наблюдений.

Когда дети увидели, что я не наказываю за то, что они пытаются высказать свои мысли (а многие учителя именно так делают) — ученики стали свободно выражать свое мнение, и к моей радости, уроки литературы у нас часто проходили как дебаты, споры, но все споры были обоснованными, «не на пустом месте».

Конечно, сначала их взгляды на произведение были примитивны, но чем больше мы тренировались, тем интереснее мысли дети начали высказывать. Иногда они даже меня ставили в тупик, и тогда мы вместе решали поставленную задачу. Я считаю, что такой подход развивает детей и прививает им самостоятельность.

По русскому языку мы выучили синтаксис (самая сложная часть программы). И затем, разбирая предложение, ученик мог где-то ошибиться. Тогда я предпринимала следующее: я говорила, что, если, опираясь на правило, он мне докажет, что разобрал предложение правильно, я поставлю «пять». Иногда мы по пол-урока пытались придти к общему мнению. Участвовал весь класс. И в моей практике был случай, когда схема была нарисована неверно (с традиционной точки зрения), но ученик с помощью правил сумел доказать, что схема верна. И я поставила ему «пять».

Потом, дети, придя из началки, не уверены в своих знаниях и часто полагаются на реакцию учителя. Долгие месяцы я пыталась отучить их от этого. Если взять тот же синтаксис: ученик чертит схему и одновременно следит за моей реакцией. Я начинаю мимикой показывать, что сомневаюсь в том, что он разобрал предложение верно. Видя мое лицо, ученик стирает и начинает заново. Мимикой я опять показываю, что в сомнениях. И так может длиться до бесконечности. Мне не нравилось, что дети так зависят от реакции учителя и класса. И я объясняла, что они должны опираться не на мое выражение лица, а на правило.

Рассуждение должно быть следующим: я знаю правило, я могу доказать, что разобрал верно, и даже если весь класс будет намекать, что я ошибся, я не сдам своих позиций, так как с помощью правил могу доказать, что я прав. Уже к концу первого года учебы ученики не реагировали на мою мимику, а полагались только на собственные знания, чем очень меня радовали.

Повторюсь, что конечной целью учебы я видела не только знания, вложенные в ученика, но и самостоятельную личность, способную принимать решения и отвечать за них.

Хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям школьников.

Если вы хотите, чтобы из вашего ребенка выросла самостоятельная личность, то:

Во-первых, никогда не давите инициативу в ребенке, если он что-то хочет сделать (даже если его идея кажется вам нецелесообразной);

Во-вторых, во время совместного выполнения домашнего задания старайтесь, чтобы ребенок высказывал свои мысли, не боясь быть осмеянным. Путь даже некоторые мысли пока примитивны, но чем больше ребенок будет думать сам, тем интереснее мысли вы от него услышите;

В-третьих, не стремитесь предотвратить ошибки ребенка, помогая ему — пусть он ошибется, но потом сам (вы можете только незаметно направлять) поймет, что задание сделано неверно, и будет думать, как его переделать;

В-четвертых, при каждом удобном случае объясняйте ребенку, что он должен полагаться на свое мнение, суметь его доказать, а не зависеть от другого человека;

В-пятых, старайтесь развивать самостоятельность — предоставляйте ребенку больше поле для деятельности.

Повторюсь, да, ребенок будет часто ошибаться, и у вас будет возникать желание помочь ему, показать как правильно, но не стоит этого делать. Если ребенок первый раз сам справиться с задачей, в следующий раз мысль о том, что однажды он уже сумел сам что-то сделать, поможет ему справиться с другим заданием.

И наконец, почаще интересуйтесь мнением ребенка — что ему хочется, что он считает важным и почему — тогда он поймет, что он интересен вам и с удовольствием будет беседовать с вами на любые темы. Вы должны стать ребенку другом, помощником — и ребенок обязательно оценит ваши усилия.