Тема: «Лесная прогулка».
Цели:
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
- Контроль уровня развития устной речи.
Оборудование: картинка «Весна»; игрушки животных: ёжик, лиса, мышка, заяц, белка; дупло для белки, ёлки, пеньки, коврики, схемы «Дыхательная гимнастика», магнитная доска, набор для магнитной доски «Ступеньки», шнурки, свисточки «Губы», носовые флейты, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, ватки-одуванчики, индивидуальные картинки для воздушной струи «Лиса и колобок», листья с весенними стихами, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: «Здравствуйте, дорогие дети! Какое время года наступило?»
Дети: «Наступила весна».
Учитель-логопед: «Больше всего заметны превращения природы в лесу. Отправляйтесь в лес и посмотрите, что происходит вокруг. Когда вернётесь – расскажите мне о своих наблюдениях.
II. Основная часть.
Звучит музыка леса. Дети заходят в лес. Их встречает Лесная фея:
В лес зелёный на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти.
Лесная фея: «Перед тем, как войти в лес, давайте вспомним, что нужно делать, если потерялись?»
Дети: «Надо кричать «АУ-АУ…».
Лесная фея: « Давайте научимся кричать долго, чтобы вас услышали».
Дети долго кричат: «АУ-АУ-АУ….» (Тянут «шнурочки»).
Лесная фея: «Ц-Ц-Ц, тихо! Кто-то шуршит у нас под ногами. А, это Ёжик. Здравствуй, Ёжик. Познакомься с ребятами. Дети пришли к нам в гости. Предложи им свою игру».
Лесная фея: «Дети, ёжик предлагает выполнить дыхательную гимнастику и подышать свежим лесным воздухом».
(Дети выполняют дыхательную гимнастику по схемам).
Лесная фея: «Ах, посмотрите, кто притаился под кустом! Это – хитрая лиса, поджидает, когда колобок мимо покатится, хочет съесть его. Надо выручить колобка. Подуем медленно, подуем быстро».
(Дети помогают колобку).
Лесная фея: «Ребята, мы вышли на полянку, покрытую одуванчиками. Давайте подуем на одуванчики, и пусть разлетятся они во все стороны.
«Пи-пи!!!..» Мы наступили на хвостик мышке. Прости нас, мышка, мы нечаянно! Давай поиграем!»
Лесная фея: «Эта мышка не простая – музыкальная, любит играть на духовых инструментах».
Мышка просит подуть в свистульки, поиграть на носовой флейте, сделать бурю в стакане с водой, выдуть мыльные пузыри.
Лесная фея: «Пойдёмте, дети, туда, куда летят мыльные пузыри…»
Пузыри привели детей к зайчику.
Лесная фея: «Ребята, наш зайчик очень любит стучать лапками по пенькам и веткам. Мы устали. Попросим зайчика показать нам массаж.
(Дети выполняют резонаторный массаж – постукивание пальцами рук по частям тела).
Постукивание по груди – звучим «м».
Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».
Постукивать над верхней губой «ви – ви — ви».
Постукивать под нижней губой «зи – зи — зи».
Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
По спине в области лопаток – звучим «м – м – м».
Кончик языка между губами – звучим «м – м – м».
Лесная фея: «А теперь необходимо прилечь на полянке и подышать животами, чтобы полностью восстановить силы. Одна ладонь на животе, другая – на груди. Короткий глубокий вдох — плавный медленный выдох. Один (вдох) – два, три, четыре (выдох). (Звучит спокойная музыка). Покачаем на своих животах ежа и зайца».
Лесная фея: «Мы отдохнули. Теперь нам по силам и к Белке в дупло забраться. Чтобы было легче идти, дышим правильно. Нам помогут ступеньки. Считаем ступеньки, делаем вдох: один, два, три, четыре (с кулачками, во время ходьбы)».
Лесная фея: «Вот мы и пришли к Белке. Она любит сочинять стихи. Одно стихотворение белочка подарила вам. Вот оно:
Если солнце ярче греет,
Если тёплый ветер веет,
Вся природа зелена –
Значит, к нам пришла … (ВЕСНА).
О каком времени года говорится в стихотворении Белочки?»
Дети: «В стихотворении говорится о весне»
Лесная фея: «Лес закончился, закончилась и наша прогулка. Я прощаюсь с вами, идите в детский сад и расскажите о весне».
III. Итог.
Учитель-логопед: «Дети, с кем вы встретились в лесу?»
Дети перечисляют.
Учитель-логопед: «Что вы делали в лесу?» (глагольная лексика, предложения).
Дети проговаривают.
Учитель-логопед: «Дети, а что у вас в руках?»
Дети: «Подарок от Белочки – стихотворение о весне».
Учитель-логопед: «Расскажите о ВЕСНЕ»
Выставляется картинка «Весна». (Рассказ до остановки).
Учитель-логопед: «За ваш рассказ о весне, вам подарок – воздушные шарики. Надуйте их! Хотите на шарах улететь в группу? Счастливого пути!» Карнаухова А.Ф.
учитель-логопед, ОГБУ Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения.