Логопедическая тема: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.
Лексическая тема: “Насекомые”
Грамматическая тема: Закрепление употребления предлога НА со словами в речи.
Коррекционно-развивающие цели:
- Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей, совершенствовать чёткость дикции;
- Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания;
- Развивать неречевые психические функции: зрительную и слуховую память, внимание;
- Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза слов, закрепить представление о твёрдости и мягкости согласных звуков;
- Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”;
- Развивать элементарные математические представления;
- Развивать общую моторику;
- Развивать мелкую моторику детей;
- Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них;
- Закрепить в речи употребление простого предлога НА.
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепить знания детей об изменениях в природе весной, о насекомых;
- Закрепить навык употребления в речи предлога НА.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Оборудование:
- Бабочки на ниточках;
- Предметные картинки с изображениями насекомых;
- “Светофоры”;
- Буквы “Весёлые человечки”;
- Буквы М, У, Х, А;
- Игрушка – муха;
- Индивидуальные задания на бумаге (“Соедини по точкам”);
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Здравствуйте! К нам сегодня пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь. А занимались мы с вами долго: и осенью, и зимой, и весной. А сейчас какое время года? Что происходит в природе весной? Правильно, весной к нам прилетают птицы. А чем питаются птицы? (насекомыми). Каких насекомых вы знаете? А как они передвигаются?
А какое самое красивое насекомое с яркими крыльями порхает в небе? (бабочка)
II. Развитие неречевого дыхания.
— А сейчас мы поиграем в игру “Бабочка лети”. Бабочки порхают в небе красиво. Давайте поможем бабочкам взлететь (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III. Развитие фонематического анализа и синтеза.
— Ребята, а бабочки умеют петь? А кто умеет петь? (человек) А какие звуки может пропеть человек? (гласные).
Какие гласные звуки вы знаете? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Светофорчики” (детям раздаются цветовые сигналы – “светофорчики”).
— Я буду называть вам звуки, а вы поднимайте нужный светофорчик.
Звуки: [а, п’, з, ш, б, о, ж, т’, ф, к’, у, ы, м, л’].
— Чем отличаются звуки и буквы? (звуки говорим, а буквы видим).
— Посмотрите сюда, буквы перепутались. Какое слово можно составить из этих букв? Когда мы составим слово, тогда узнаем, кто будет у нас в гостях.
Х А М У
(муха)
— Сколько звуков в этом слове?
— Какой третий звук в этом слове?
— Сколько гласных звуков? Согласных?
— Сколько слогов?
— На какого “весёлого человечка” похожа буква М? У? Х? (показ)
IV. Развитие грамматического строя речи (употребление предлога НА со словами), зрительной памяти.
— Давайте поиграем в игру “Где посидела муха?”. Как раз к нам в гости прилетела муха. Муха летала, летала, посидела на столе, посидела на стуле, посидела на голове и руке у Саши и улетела. Попробуйте вспомнить, где посидела наша муха (дети отвечают полными предложениями).
V. Физминутка (речь с движением).
— А какую самую знаменитую сказку про муху вы знаете? Кто её написал? Давайте отправимся на праздник к Мухе-Цокотухе (дети встают в круг).
…Музыканты прибежали (бег на месте)
В барабаны застучали
Бом, бом, бом, бом! (имитация игры на барабане)
Пляшет муха с камаром (мальчики пляшут вприсядку, девочки кружатся).
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами Топ, Топ! (топают ногами)
Козявочки с червячками (кружатся под руки в одну сторону),
Букашечки с мотыльками (кружатся под руки в другую сторону),
А жуки рогатые, мужики богатые (имитация движений),
Шапочками машут (имитация движений),
С бабочками пляшут (“лодочки”),
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара (мальчики – танцуют вприсядку, девочки – кружатся).
VI. Развитие элементарных математических представлений.
— Давайте поиграем в игру “Сосчитай-ка”. Слушайте меня внимательно, считайте и запоминайте.
Над цветком жужжит жучок,
На дворе поёт сверчок,
В небе кружатся 3 бабочки
Весело играют в салочки.
Натянула паруса золотая стрекоза,
Сети вьют 2 паука.
Сколько всех их? – Сосчитай!
Да смотри, не прогадай!
(Дети называют, сколько названий насекомых прозвучало в задаче.)
VII. Развитие мелкой моторики (Игра “Соедини по точкам”.
— Как вы думаете, бабочки рождаются сразу же такими красивыми? (Нет, сначала появляется гусеница, а из гусеницы появляется бабочка.)
— Давайте соединим по точкам и узнаем, какая бабочка у нас получилась?
VIII. Подведение итогов. В какие игры мы с вами сегодня играли? Что вам понравилось? Что не понравилось? Вальдман Н.С., учитель-логопед.