09.12.2013      2007      0
 

Конспект логопедического занятия по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии по теме: Дифференциация Ж — Ш в словах

Тема: «Дифференциация Ж — Ш в словах» Цель: Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в словах. Задачи:…


Конспект логопедического занятия по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии по теме Дифференциация Ж - Ш в словахТема: «Дифференциация Ж — Ш в словах»

Цель: Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в словах.

Задачи:

— дифференцировать звуки Ж – Ш по звонкости-глухости и буквы при чтении и на письме, закреплять знание норм орфографии;

— развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух и восприятие, словесно-логическое мышление; обогащать словарь по теме «Весна»; упражнять в употреблении предлога «между»;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство взаимопомощи, оптимизма.

Оборудование: сюжетные картинки по теме ВЕСНА, профили артикуляции, стилизованные буквы: Ш (сложена из шариков), Ж (похожа на жука), цифровой ряд, индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети хором: Встали мы у парт красиво,         Тихо сели, спинки прямо!
Поздоровались учтиво.            Группа наша хоть куда,

— Начнем занятие, друзья.

2. Сообщение темы занятия. Игра «Доскажи словечко». — Ребята, к нам на занятие спешит еще одна гостья, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою            Волшебной палочкой взмахнет
И со своею сказкою,               В лесу подснежник расцветет?

— Вспомним признаки весны, поиграем в игру «Доскажи словечко».
— На реке подтаял лед — значит скоро…(ледоход).
— Возвратились…(птицы) к нам из далеких жарких стран.
— Солнышко согрело на деревьях почки, и зазеленели первые…(листочки)
— Мы весною в лес пошли, том… (подснежники) нашли.
— Послушайте слова, какие звуки я произнесу дольше других — подснежжжник, солнышшшко.
— Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ж-Ш и буквы их обозначающие.

3. Сопряженная гимнастика для языка и пальчиков.

Слова логопеда Движение

языка пальчиков

Улыбаются все люди: «Весна, весна, весна» Улыбка -Трубочка Хлопки в ладоши перед собой.
На дорожках и асфальте — лужи Лопатка Кисти положить на стол ладонями вниз.
Каплями забулькали, заплакали сосульки Барабанчик-д-д-д Удары пальчиками обеих рук по столу, начиная с мизинцев.
Светит ласковое солнышко. Вкусное варенье. Ладошки соединяем перпендикулярно, растопырив пальчики
Солнышко наполнило лаской чашу доброты. Чашечка Сделать чашечку из двух ладоней Наполните ее до краев своей добротой.

4. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков Ж-Ш. Связь звука с буквой

5. Развитие сложных форм звукового анализа.

А) Работа с числовым рядом. Разложите числовой ряд, возьмите буквы Ж, Ш, определите, на каком месте в слове слышите звук, положите букву на соответствующую цифру: кукушка, спешит, стрижи, журчит, между, солнышко.

Б) Работа с ребусом

— Разгадайте ребус.
— В слове морж замените буквы О и Ж на буквы А и Т.
— Что такое март?

6. Упражнение в употреблении предлога МЕЖДУ.

— Назовите весенние месяцы.
— Между какими месяцами идет месяц МАРТ?

7. Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах. Торопится к нам ВЕСНА, но дорогу ей преградил ручеек, спойте его журчащие песенки: жа-жа-ша , шо-жо-шо, жу-шу-жу, жи-ши-жи

8. Дифференциация звуков Ж-Ш в словах. Упражнение в определении частей речи. Злится старуха-зима, все тропинки в лесу запорошила, поможем ВЕСНЕ найти дорогу.

А) Кинезиологические упражнения: «Шапка», «Умная сова».

— Ребята, наденем теплую шапку. «Шапка» — правой рукой дети берутся за правое ухо и дергают мочку вниз, аналогично с левым ухом.
— Смотрит ВЕСНА на суку сидит сова, и дорогу показывает.

«Умная сова»- ребята поворачивают голову вправо, и левой рукой дотрагиваются до правого плеча и наоборот.

Б) Упражнение в определении частей речи.

— Ребята, давайте вспомним, какие части речи вы знаете.

По ходу ответов логопед крепит карточки: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

— Задайте вопрос к словам. Определите, к какой части речи относится слово.

Картинки: кукушка, журавль, стрижи. Слова: шумный, журчит, бежит, спешит.

9. Физ. минутка

Улыбаются все люди-                 По лугу, лесу и полянке
Весна, весна, весна!                   Идет, идет, идет.
Она везде, она повсюду               На солнышке скорей погреться
Красна, красна, красна.               Зовет, зовет, зовет

10. Закрепление норм орфографии, правописание ЖИ-ШИ. А впереди замок, на ледяном троне восседает сама СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

А) Развитие чувства ритма

— Поможем ВЕСНЕ открыть ворота, отстучите ритм: ! !!,  !!  !, !!  !

— Помогите растопить замок снежной королевы, вспомните, как пишутся сочетания ЖИ-ШИ: ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ           Лыжи, мыши и ужи,

С буквой И всегда пиши.      Шины, ежики, чижи.

11.  Упражнения для мышц глаз. Логопед кладет каждому шоколад круглой формы с золотистой обверткой.

— Выглянуло жаркое солнышко, протяните руку перед собой ладонями вверх.

Сделаем упражнение для глаз:

Посмотрите далеко,       Посмотрите высоко,
Посмотрите близко.      Посмотрите близко.

12. Работа по карточкам. Вставь ЖИ или ШИ в слова: ма…на, сторо…т, у…нать, су…ть, за…тый, у…, …петь, но…, кув…ин, …рокий.

13. Итог.

— Ребята, вы справились со всеми заданиями, весеннее солнышко растопило замок СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ, и весна уже пришла к нам.

— Какие звуки мы различали?

— Слова, с какими буквами мы писали и читали?

— Ребята, вы все хорошо работали, давайте подарим гостям весенние солнечные лучики.

— Встали.                           Лучик взяли,
К солнышку потянулись,              К сердцу прижали,

Людям отдали! Алехина О.Г. учитель-логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 4 Кемеровской области г. Осинники.