Тема: «Дифференциация Ж — Ш в словах»
Цель: Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в словах.
Задачи:
— дифференцировать звуки Ж – Ш по звонкости-глухости и буквы при чтении и на письме, закреплять знание норм орфографии;
— развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух и восприятие, словесно-логическое мышление; обогащать словарь по теме «Весна»; упражнять в употреблении предлога «между»;
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство взаимопомощи, оптимизма.
Оборудование: сюжетные картинки по теме ВЕСНА, профили артикуляции, стилизованные буквы: Ш (сложена из шариков), Ж (похожа на жука), цифровой ряд, индивидуальные карточки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети хором: Встали мы у парт красиво, Тихо сели, спинки прямо!
Поздоровались учтиво. Группа наша хоть куда,
— Начнем занятие, друзья.
2. Сообщение темы занятия. Игра «Доскажи словечко». — Ребята, к нам на занятие спешит еще одна гостья, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою Волшебной палочкой взмахнет
И со своею сказкою, В лесу подснежник расцветет?
— Вспомним признаки весны, поиграем в игру «Доскажи словечко».
— На реке подтаял лед — значит скоро…(ледоход).
— Возвратились…(птицы) к нам из далеких жарких стран.
— Солнышко согрело на деревьях почки, и зазеленели первые…(листочки)
— Мы весною в лес пошли, том… (подснежники) нашли.
— Послушайте слова, какие звуки я произнесу дольше других — подснежжжник, солнышшшко.
— Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ж-Ш и буквы их обозначающие.
3. Сопряженная гимнастика для языка и пальчиков.
Слова логопеда Движение
языка пальчиков
Улыбаются все люди: «Весна, весна, весна» Улыбка -Трубочка Хлопки в ладоши перед собой.
На дорожках и асфальте — лужи Лопатка Кисти положить на стол ладонями вниз.
Каплями забулькали, заплакали сосульки Барабанчик-д-д-д Удары пальчиками обеих рук по столу, начиная с мизинцев.
Светит ласковое солнышко. Вкусное варенье. Ладошки соединяем перпендикулярно, растопырив пальчики
Солнышко наполнило лаской чашу доброты. Чашечка Сделать чашечку из двух ладоней Наполните ее до краев своей добротой.
4. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков Ж-Ш. Связь звука с буквой
5. Развитие сложных форм звукового анализа.
А) Работа с числовым рядом. Разложите числовой ряд, возьмите буквы Ж, Ш, определите, на каком месте в слове слышите звук, положите букву на соответствующую цифру: кукушка, спешит, стрижи, журчит, между, солнышко.
Б) Работа с ребусом
— Разгадайте ребус.
— В слове морж замените буквы О и Ж на буквы А и Т.
— Что такое март?
6. Упражнение в употреблении предлога МЕЖДУ.
— Назовите весенние месяцы.
— Между какими месяцами идет месяц МАРТ?
7. Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах. Торопится к нам ВЕСНА, но дорогу ей преградил ручеек, спойте его журчащие песенки: жа-жа-ша , шо-жо-шо, жу-шу-жу, жи-ши-жи
8. Дифференциация звуков Ж-Ш в словах. Упражнение в определении частей речи. Злится старуха-зима, все тропинки в лесу запорошила, поможем ВЕСНЕ найти дорогу.
А) Кинезиологические упражнения: «Шапка», «Умная сова».
— Ребята, наденем теплую шапку. «Шапка» — правой рукой дети берутся за правое ухо и дергают мочку вниз, аналогично с левым ухом.
— Смотрит ВЕСНА на суку сидит сова, и дорогу показывает.
«Умная сова»- ребята поворачивают голову вправо, и левой рукой дотрагиваются до правого плеча и наоборот.
Б) Упражнение в определении частей речи.
— Ребята, давайте вспомним, какие части речи вы знаете.
По ходу ответов логопед крепит карточки: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
— Задайте вопрос к словам. Определите, к какой части речи относится слово.
Картинки: кукушка, журавль, стрижи. Слова: шумный, журчит, бежит, спешит.
9. Физ. минутка
Улыбаются все люди- По лугу, лесу и полянке
Весна, весна, весна! Идет, идет, идет.
Она везде, она повсюду На солнышке скорей погреться
Красна, красна, красна. Зовет, зовет, зовет
10. Закрепление норм орфографии, правописание ЖИ-ШИ. А впереди замок, на ледяном троне восседает сама СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
А) Развитие чувства ритма
— Поможем ВЕСНЕ открыть ворота, отстучите ритм: ! !!, !! !, !! !
— Помогите растопить замок снежной королевы, вспомните, как пишутся сочетания ЖИ-ШИ: ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ Лыжи, мыши и ужи,
С буквой И всегда пиши. Шины, ежики, чижи.
11. Упражнения для мышц глаз. Логопед кладет каждому шоколад круглой формы с золотистой обверткой.
— Выглянуло жаркое солнышко, протяните руку перед собой ладонями вверх.
Сделаем упражнение для глаз:
Посмотрите далеко, Посмотрите высоко,
Посмотрите близко. Посмотрите близко.
12. Работа по карточкам. Вставь ЖИ или ШИ в слова: ма…на, сторо…т, у…нать, су…ть, за…тый, у…, …петь, но…, кув…ин, …рокий.
13. Итог.
— Ребята, вы справились со всеми заданиями, весеннее солнышко растопило замок СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ, и весна уже пришла к нам.
— Какие звуки мы различали?
— Слова, с какими буквами мы писали и читали?
— Ребята, вы все хорошо работали, давайте подарим гостям весенние солнечные лучики.
— Встали. Лучик взяли,
К солнышку потянулись, К сердцу прижали,
Людям отдали! Алехина О.Г. учитель-логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 4 Кемеровской области г. Осинники.