09.12.2013      1432      0
 

Конспект логопедического занятия для школьников по теме: «Выделение гласных первого ряда из односложных слов» (для детей с задержкой психического развития)»

Цели: 1. Формировать умение выделять гласные 1 ряда из односложных слов. Обобщить и систематизировать знания…


Конспект логопедического занятия для школьников по теме: "Выделение гласных первого ряда из односложных слов" (для детей с задержкой психического развития)"

Конспект логопедического занятия для школьников по теме: «Выделение гласных первого ряда из односложных слов» (для детей с задержкой психического развития)»

Цели:

1. Формировать умение выделять гласные 1 ряда из односложных слов. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Гласные звуки”.

2. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в выделении гласных звуков из односложных слов.

3. Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: предметные картинки, цветные и простые карандаши, зеркала, тетради, касса букв.

План.

1. Организационный момент. Упражнения для коррекции логического мышления

2. Подготовительный этап:

а) артикуляция гласных;
б) упражнения для развития мелкой моторики рук.

3. Основной этап:

а) звуко-буквенный анализ слов: дом, дым, дам;
б) упражнения для развития навыка словообразования;
в) упражнения для закрепления умения выделять гласные из односложных слов.

4. Итог: Упражнения для развития слухового внимания.

Ход занятия.

1. Сядет тот, кто отгадает загадку.

Чёрен, но не ворон,
Рогат, но не бык
(жук)

Н а лице гора,
В ней два окна.
(нос)

Сапожник, не сапожник
Портной, не портной
В руках ножницы,
А во рту – щетинка
(рак)

Я очень вкусный и полезный,
Могу я на столе лежать,
могу и в ротик убежать
(сыр)

На доске предметные картинки – отгадки. За правильный ответ ребёнок получает картинку – отгадку.

2. Назовите свою картинку, выделяя голосом гласный. (Ж – ууууу — к, н – ооооо — с, р – ааааа — к, с – ыыыыы — р)

3. а) Артикуляция гласных. Учитель — логопед просит детей взять в руки зеркала. Вопросы для каждого ребёнка:

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [У] ?
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [О] ?
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [А] ?
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [Ы] ?
Докажите, что А, О, У, Ы – гласные.
Договорите: звуки мы…, буквы мы….

б) напишите букву, соответствующую гласному звуку в словах: МАК, СОМ, КОТ, БЫК, ЛУК. (дети пишут пальцем буквы: А, О, Ы, У на блюдце с манкой)

Учитель-логопед показывает детям синие и красные карандаши и просит левой рукой взять красный карандаш, а правой – синий.

4. Работа в тетрадях.

а) поставьте синий кружочек, если услышите согласный звук, красный – если гласный. [Д], [О], [М]

Сколько всего звуков ?
Сколько гласных звуков ?
Где находится гласный ?
Послушайте звуки, составьте слово из них [Д], [О], [М]

б) физ. минутка. “ДОМ”

ДОМ – дети стоят прямо, руки в замке за спиной;
ДОМИК – дети приседают, руками обхватывают колени;
ДОМИЩЕ – стоят, высоко тянут руки вверх.

Уточняются лексические значения слов: ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ, ДОМАШНЯЯ.

в) из разрезной азбуки составить слово ДОМ

Замените [О] на [Ы]. Прочитайте.
Объяснение лексического значения слова ДЫМ.
Замените [Ы] на [А]. Прочитайте
Объяснение лексического значения слова ДАМ.

Физ. минутка. (Игра с мячом) “Я ДАМ”. Вспомните слова, которые составляли. Дети называют слова, а учитель-логопед на доске вывешивает 3 картинки: два белых прямоугольника, на которых нарисована одна горизонтальная чёрная линия на слова «ДЫМ» и «ДОМ», и один прямоугольник с 2-мя горизонтальными чёрными линиями на слово «ДАМ».

Найдите лишнее слово. Запишите в тетрадь.

Отметьте гласный красным карандашом. Простым карандашом – напишите букву.

5. Подведём итог. Произнесите слово ДАМ, выделяя гласный.
Какой звук вы выделили?
Какие гласные помните?
Почему они гласные?
Оценка деятельности каждого ученика. Белова Татьяна Петровна учитель-логопед, МБОУ СОШ №4 г. Салават