Цели:
1. Формировать умение выделять гласные 1 ряда из односложных слов. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Гласные звуки”.
2. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в выделении гласных звуков из односложных слов.
3. Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: предметные картинки, цветные и простые карандаши, зеркала, тетради, касса букв.
План.
1. Организационный момент. Упражнения для коррекции логического мышления
2. Подготовительный этап:
а) артикуляция гласных;
б) упражнения для развития мелкой моторики рук.
3. Основной этап:
а) звуко-буквенный анализ слов: дом, дым, дам;
б) упражнения для развития навыка словообразования;
в) упражнения для закрепления умения выделять гласные из односложных слов.
4. Итог: Упражнения для развития слухового внимания.
Ход занятия.
1. Сядет тот, кто отгадает загадку.
Чёрен, но не ворон,
Рогат, но не бык
(жук)
Н а лице гора,
В ней два окна.
(нос)
Сапожник, не сапожник
Портной, не портной
В руках ножницы,
А во рту – щетинка
(рак)
Я очень вкусный и полезный,
Могу я на столе лежать,
могу и в ротик убежать
(сыр)
На доске предметные картинки – отгадки. За правильный ответ ребёнок получает картинку – отгадку.
2. Назовите свою картинку, выделяя голосом гласный. (Ж – ууууу — к, н – ооооо — с, р – ааааа — к, с – ыыыыы — р)
3. а) Артикуляция гласных. Учитель — логопед просит детей взять в руки зеркала. Вопросы для каждого ребёнка:
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [У] ?
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [О] ?
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [А] ?
Что нужно сделать, чтобы произнести звук [Ы] ?
Докажите, что А, О, У, Ы – гласные.
Договорите: звуки мы…, буквы мы….
б) напишите букву, соответствующую гласному звуку в словах: МАК, СОМ, КОТ, БЫК, ЛУК. (дети пишут пальцем буквы: А, О, Ы, У на блюдце с манкой)
Учитель-логопед показывает детям синие и красные карандаши и просит левой рукой взять красный карандаш, а правой – синий.
4. Работа в тетрадях.
а) поставьте синий кружочек, если услышите согласный звук, красный – если гласный. [Д], [О], [М]
Сколько всего звуков ?
Сколько гласных звуков ?
Где находится гласный ?
Послушайте звуки, составьте слово из них [Д], [О], [М]
б) физ. минутка. “ДОМ”
ДОМ – дети стоят прямо, руки в замке за спиной;
ДОМИК – дети приседают, руками обхватывают колени;
ДОМИЩЕ – стоят, высоко тянут руки вверх.
Уточняются лексические значения слов: ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ, ДОМАШНЯЯ.
в) из разрезной азбуки составить слово ДОМ
Замените [О] на [Ы]. Прочитайте.
Объяснение лексического значения слова ДЫМ.
Замените [Ы] на [А]. Прочитайте
Объяснение лексического значения слова ДАМ.
Физ. минутка. (Игра с мячом) “Я ДАМ”. Вспомните слова, которые составляли. Дети называют слова, а учитель-логопед на доске вывешивает 3 картинки: два белых прямоугольника, на которых нарисована одна горизонтальная чёрная линия на слова «ДЫМ» и «ДОМ», и один прямоугольник с 2-мя горизонтальными чёрными линиями на слово «ДАМ».
Найдите лишнее слово. Запишите в тетрадь.
Отметьте гласный красным карандашом. Простым карандашом – напишите букву.
5. Подведём итог. Произнесите слово ДАМ, выделяя гласный.
Какой звук вы выделили?
Какие гласные помните?
Почему они гласные?
Оценка деятельности каждого ученика. Белова Татьяна Петровна учитель-логопед, МБОУ СОШ №4 г. Салават