Тема: «Звук и буква Ж».
Цель: коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж. Программные задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- познакомить со звуком и буквой Ж;
- учить давать характеристику звука (согласный, твёрдый, звонкий);
- определять позицию звука [ж];
2. Коррекционно — развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать внимание, логическое мышление.
3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать познавательный интерес к занятиям, положительную мотивацию к обучению.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое», «Социально – коммуникативное», «Физическое».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Материально-техническое оснащение: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, предметные картинки, карточки со слогами и словами (для чтения), дидактическая игра «Буквы и слова», счётные палочки.
Ход занятия. Этапы занятия.
Деятельность воспитателя, деятельность детей. Предполагаемый результат.
1. Организационный момент. Дети выполняют вместе с дефектологом пальчиковую гимнастику (тренировка переключаемости движений).
Дети должны запомнить последовательность действий.
2. Основная часть. Введение в тему.
Дефектолог называет ряд слов (Желток, жаба, ножницы, ножи) и предлагает детям выяснить, чем эти слова похожи.
Объявление темы занятия.
Дефектолог говорит о том, что у ребят в гостях будет этот звук ([ж]), и приглашает детей за столы.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети произносят звук [ж] хором и индивидуально.
Дефектолог предлагает детям проверить, работает ли голосок при произнесении звука [ж] (рука на горлышке – горлышко дрожит).
Конструктивная беседа.
Характеристика звука.
Звук [ж] какой по звучанию?
Согласный, твердый, звонкий.
Обозначается синим цветом, «живет» в синем домике.
Обобщение.
Дефектолог обсуждает с детьми параметры характеристики звука.
Развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Определение позиции звука [ж] в словах (презентация, слайд 2).
На экране постепенно появляются картинки.
Дети поочерёдно называют картинки и определяют позицию заданного звука (начало, середина, конец).
Дефектолог приглашает детей сесть за столы, выбрать из разложенных на столе предметных картинок те, которые были на экране, составить с ними предложения.
Мультимедийная игра «Найди лишнюю картинку»
Презентация, слайд 3, 4 (лишняя картинка исчезает)
Дефектолог:
-Ребята, вы должны подумать и сказать, какая картинка лишняя. И обязательно уточнить, почему.А потом мы проверим, правильно ли вы нашли лишнюю картинку. Если правильно, то лишняя картинка исчезнет.
Отгадывание загадок (презентация, слайды 5-9)
Дефектолог:
— А теперь мы будем отгадывать загадки. Загадки не простые, в каждом слове-отгадке есть звук [ж]. Вы должны определить, где этот звук, в начале, в середине или в конце? Если вы правильно отгадаете, то появится картинка – отгадка.
Как только дети отгадали загадку, появляется картинка-отгадка.
Физминутка.
“Носик, пол, потолок”
Ребята по команде дефектолога указательным пальчиком показывают носик, опускают пальчик вниз, показывают пол, поднимают пальчик вверх — потолок. Дефектолог увеличивает темп речи, меняет порядок команд и делает «обманные» движения.
Конструктивная беседа.
Обобщение:
Дефектолог с помощью вопросов уточняет, с каким звуком познакомились дети, чем отличаются звуки от букв.
Дети должны определить, что в названных словах общий звук [ж].
Дети должны сделать вывод — звук [ж] – звонкий.
Дети дают характеристику звука [ж].
Дети должны правильно определить позицию звука [ж] в словах.
Дошкольники составляют распространённые предложения.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему.
Дети отгадывают загадки и определят позицию звука [ж].
Дети должны выполнять только словесные инструкции, не обращая внимания на обманные движения дефектолога.
Знакомство с буквой.
Рассматривание графического изображения буквы Ж (презентация, слайд 10).
Дефектолог спрашивает у детей, на что или на кого похожа буква.
Прописывание буквы Ж в воздухе.
Выкладывание буквы из счётных палочек. Дети должны запомнить начертание буквы Ж.
Чтение слогов и слов с буквой Ж.
Дефектолог напоминает о том, что слоги и слова читаются слева направо.
Дидактическая игра «Буквы и слова».
Дефектолог раздаёт детям карточки (на них квадраты — ячейки для букв, некоторые квадраты заполнены буквами, и рядом картинка-подсказка) и предлагает детям сложить из разрезных букв слова. Дети должны правильно прочитать слоги и слова.
Дети самостоятельно складывают слова.
Подведение итога занятия и оценка работы детей (рефлексия). Дефектолог спрашивает у детей, что им больше всего понравилось на занятии, с каким звуком познакомились, с какой буквой, и отмечает, что все ребята старались, все задания выполнили верно. Дети должны ясно и чётко выражать свои мысли. Кузнецова О.Н.
учитель-дефектолог, детский сад комбинированного вида.