Тема: « Морское приключение».
Цели:
- Продолжать учить детей давать сравнительную характеристику твёрдых – мягких согласных, выделять гласные звуки из слов,
- Закрепить деление слов на слоги,
- Продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, падеже,
- Продолжать учить составлять предложения с опорой на схему,
- Закрепить образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами,
- Развивать фонематический слух и восприятие,
- Развивать мелкую моторику,
- Развивать внимание и память,
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
- Воспитывать у детей наблюдательность,
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью,
- Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.
Ход занятия
Логопед заводит детей в зал и знакомит детей с посланием со дна морского: « Дорогие ребята! Злая Кикимора украла ключ от сундука с сокровищами морскими и не возвращает его. Прошу помочь вас и пройти все испытания.
Морская Царица»
Л.- Поможем?
Д.- Да!
Тогда — в ПУТЬ!!! Но сначала вспомним правила поведения на воде. ( Песня «Волна», Барбарики).
Появляется Водяной.
В.- Здравствуйте, ребята! Далеко собрались?
Д.- Помочь Морской Царице найти ключ от сундука с сокровищами.
В.- Ишь вы, какие шустрые, сначала три моих заданий выполните, а то не пропущу вас дальше.
1. Помогите мне собрать цветы. Серединки у них красные, синие и зелёные. А на лепестках — картинки, которые начинаются на мягкие — твёрдые согласные и гласные звуки. Нужно присоединить каждый лепесток к нужной серединке. ( Раздаёт детям по 2 лепестка, дети выделяют первый звук, дают ему характеристику и собирают цветы.)
2. Вы печатать слова умеете на печатной машинке??? Я проверю! ( Водяной говорит по звукам слова, а дети «печатают» их. )
Р-Ы-Б-А
М-О-РЬ-Э
В-О-Д-А
О-ЗЬ-Э-Р-О
К-А-П-ЛЬ-А
В-О-Л-Н-А
РЬ-Э-К-А
О-КЬ-Э-А-Н
В. -Молодцы, а я тоже хочу что-нибудь напечатать…. Давайте теперь вы мне слова по звукам киньте, а я поймаю. ( Дети говорят слова по звукам, Водяной «ловит» их.)
3. Какие вы молодцы, а теперь давайте поиграем в скороговорки! Какие скороговорки вы знаете?
(Дети проговаривают скороговорки.)
Молодцы! Вы мне так понравились, что я с вами хочу в игру сыграть.
Игра :
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали….. «ква-ква-ква…»
(Один ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами. Остальные протопывают ритмично по кругу. После окончания слов, один ребёнок, остановившийся напротив стоящего в кругу, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий угадывает говорившего.)
В .-Пока! До новых встреч!!! Водяной уходит.
Выходит печальная Царица морская.
— Здравствуйте, ребятки. Помогите мне, пожалуйста. Злая Кикимора выпустила моих рыбок из аквариума. Помогите им вернуться домой.
( 3 аквариума, на них — звуковые схемы слов, на полу — рыбки с картинками. Нужно каждую рыбку посадить в подходящий аквариум) .
— Ещё попрошу у вас помощи, Кикимора Болотная буквы стёрла из слов. Помогите найти.
( На доске — слова с пропущенными буквами. Дети допечатывают пропущенные:
Л . СА
СТ . Л
Р . БА….
Царевна:
— Давайте поиграем в игру. « Мяч лови, и мяч бросай – гласный звук ты называй.»
(Следует назвать гласные звуки в словах: школа, лужа, зубы, рыба, ухо, лиса, зима, пила. )
Выбегает Кикимора.
К.- Кто это здесь хозяйничает? Вы кто такие?
Л.- Давайте, ребятки, расскажем Кикиморе, кто же мы такие.
(Частушки)
— Мы — ребята-логопаты,
Самые умелые!
Лучше всех мы в целом мире-
Ух, какие смелые!!!
— Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
— На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Анатольевне любимой
Показать язык смогу!
-Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
И в тетрадях мы писать
Будем замечательно!
— Я читаю очень быстро,
В группе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной!
— Логопеды! Логопеды!
Вот специалисты!
Педагоги — высший класс
Да ещё артисты!
— Мы частушки вам пропели,
Мы старались от души,
Вы похлопайте нам дружно-
Мы же супер — малыши!!!
Кикимора:
— Ух, какие молодцы! А я – злая Кикимора Болотная! Люблю напакостить! Вот украла у Морского Царя его жителей морских и стерла с них все краски! Теперь они бледные и страшненькие!!! ХА! ( Достаёт силуэты из бумаги – осьминог, лягушка, медуза, дельфин, акула, краб, черепаха, улитка). Но я вам их не отдам. пока вы названия их не прохлопаете, слоги в названии не сосчитаете!!!
МЕ-ДУ-ЗА
ДЕЛЬ-ФИН
А-КУ-ЛА
ОСЬ-МИ-НОГ
У-ЛИТ-КА
КРАБ
ЛЯ-ГУШ-КА
ЧЕ-РЕ-ПА-ХА
Кикимора- Аха-ха!!! Наивные какие, я то вас опять обманула!!! Сосчитайте сначала да пяти каждое существо морское, потом отдам!!!
(1,2,3,4,5…….)Согласование числительных с существительными. ( Дети считают, Кикимора отдаёт силуэты.)
Л. — Ребята. Давайте поможем морским жителям. Что бы они снова ожили и стали красивыми, их нужно аккуратно заштриховать. Пока играет музыка — возьмите карандаши и помогите жителям. ( Дети садятся за столы и штрихуют).
(Отдают Кикиморе заштрихованные силуэты, называя ласково- «У меня была медуза, а стала медузочка….и т.д.)
К.- Ну вот! Какие вы вредные! Всё-то они умеют, всё-то они знают!!! А я вам ещё задание придумала! Сложное-пресложное! Попробуйте мои ребусы расшифровать! Как расшифруете — ключ от сундука с сокровищами отдам!
(Ребусы индивидуально каждому ребёнку.)
— И с этим они справились! Вот и ключ! Но я вас опять обманула! Он закрыт семью замками! Если сможете их сорвать — он ваш!!!
( Замки — схемы предложений из 2, 3, 4, 5 слов. Дети придумывают предложения, схемы срываются, достают ключ.)
К.- Ну всё, сдаюсь! Забирайте свои сокровища! ( Убегает.)
(Дети отдают ключ Царевне Морской.)
— Спасибо, мои хорошие за помощь! (открывает сундук) Это ваше угощение в награду за помощь! А для наших гостей мы споём последнюю весёлую частушку!!!
Мы трудились. Мы старались, Чтобы вы похлопали! Вы занятие обсуждайте. НУ, А МЫ ПОТОПАЛИ!!! Попова Н.А. учитель-логопед, МБДОУ Горновский детский сад комбинированного вида