25.03.2016      702      0
 

Конспект групповой коррекционной НОД Звук и буква Ж

Тема: «Звук и буква Ж». Цель: коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей…


Конспект групповой коррекционной НОД Звук и буква ЖТема: «Звук и буква Ж».

Цель: коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж. Программные задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • познакомить со звуком и буквой Ж;
  • учить давать характеристику звука (согласный, твёрдый, звонкий);
  • определять позицию звука [ж];

2. Коррекционно — развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать внимание, логическое мышление.

3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать познавательный интерес к занятиям, положительную мотивацию к обучению.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое», «Социально – коммуникативное», «Физическое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Материально-техническое оснащение: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, предметные картинки, карточки со слогами и словами (для чтения), дидактическая игра «Буквы и слова», счётные палочки.

Ход занятия. Этапы занятия.

Деятельность воспитателя, деятельность детей. Предполагаемый результат.

1. Организационный момент. Дети выполняют вместе с дефектологом пальчиковую гимнастику (тренировка переключаемости движений).

Дети должны запомнить последовательность действий.

2. Основная часть. Введение в тему.

Дефектолог называет ряд слов (Желток, жаба, ножницы, ножи) и предлагает детям выяснить, чем эти слова похожи.

Объявление темы занятия.

Дефектолог говорит о том, что у ребят в гостях будет этот звук ([ж]), и приглашает детей за столы.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети произносят звук [ж] хором и индивидуально.

Дефектолог предлагает детям проверить, работает ли голосок при произнесении звука [ж] (рука на горлышке – горлышко дрожит).

Конструктивная беседа.

Характеристика звука.

Звук [ж] какой по звучанию?

Согласный, твердый, звонкий.

Обозначается синим цветом, «живет» в синем домике.

Обобщение.

Дефектолог обсуждает с детьми параметры характеристики звука.

Развитие фонематического слуха и звукового анализа.

Определение позиции звука [ж] в словах (презентация, слайд 2).

На экране постепенно появляются картинки.

Дети поочерёдно называют картинки и определяют позицию заданного звука (начало, середина, конец).

Дефектолог приглашает детей сесть за столы, выбрать из разложенных на столе предметных картинок те, которые были на экране, составить с ними предложения.

Мультимедийная игра «Найди лишнюю картинку»

Презентация, слайд 3, 4 (лишняя картинка исчезает)

Дефектолог:

-Ребята, вы должны подумать и сказать, какая картинка лишняя. И обязательно уточнить, почему.А потом мы проверим, правильно ли вы нашли лишнюю картинку. Если правильно, то лишняя картинка исчезнет.

Отгадывание загадок (презентация, слайды 5-9)

Дефектолог:

— А теперь мы будем отгадывать загадки. Загадки не простые, в каждом слове-отгадке есть звук [ж]. Вы должны определить, где этот звук, в начале, в середине или в конце? Если вы правильно отгадаете, то появится картинка – отгадка.

Как только дети отгадали загадку, появляется картинка-отгадка.

Физминутка.

“Носик, пол, потолок”

Ребята по команде дефектолога указательным пальчиком показывают носик, опускают пальчик вниз, показывают пол, поднимают пальчик вверх — потолок. Дефектолог увеличивает темп речи, меняет порядок команд и делает «обманные» движения.

Конструктивная беседа.

Обобщение:

Дефектолог с помощью вопросов уточняет, с каким звуком познакомились дети, чем отличаются звуки от букв.

Дети должны определить, что в названных словах общий звук [ж].

Дети должны сделать вывод — звук [ж] – звонкий.

Дети дают характеристику звука [ж].

Дети должны правильно определить позицию звука [ж] в словах.

Дошкольники составляют распространённые предложения.

Дети определяют, какая картинка лишняя и почему.

Дети отгадывают загадки и определят позицию звука [ж].

Дети должны выполнять только словесные инструкции, не обращая внимания на обманные движения дефектолога.

Знакомство с буквой.

Рассматривание графического изображения буквы Ж (презентация, слайд 10).

Дефектолог спрашивает у детей, на что или на кого похожа буква.

Прописывание буквы Ж в воздухе.

Выкладывание буквы из счётных палочек. Дети должны запомнить начертание буквы Ж.

Чтение слогов и слов с буквой Ж.

Дефектолог напоминает о том, что слоги и слова читаются слева направо.

Дидактическая игра «Буквы и слова».

Дефектолог раздаёт детям карточки (на них квадраты — ячейки для букв, некоторые квадраты заполнены буквами, и рядом картинка-подсказка) и предлагает детям сложить из разрезных букв слова. Дети должны правильно прочитать слоги и слова.

Дети самостоятельно складывают слова.

Подведение итога занятия и оценка работы детей (рефлексия). Дефектолог спрашивает у детей, что им больше всего понравилось на занятии, с каким звуком познакомились, с какой буквой, и отмечает, что все ребята старались, все задания выполнили верно. Дети должны ясно и чётко выражать свои мысли. Кузнецова О.Н.
учитель-дефектолог, детский сад комбинированного вида.