23.09.2013      1007      0
 

Влияние семейных отношений на формирование асоциального поведения у подростков

Дети часто начинают воровать, когда чувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Альфред Адлер Каждый родитель…


Влияние семейных отношений на формирование асоциального поведения у подростков

Влияние семейных отношений на формирование асоциального поведения у подростков

Дети часто начинают воровать, когда чувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Альфред Адлер

Каждый родитель с пеленок пытается привить своему ребенку общественные нормы поведения. Поэтому любой малыш в возрасте от трех лет знает, что дядя, подпирающий забор возле дома — пьяница. И что на фотографии, наклеенной на двери подъезда, изображен плохой дядя. Мы проходим мимо «нехороших людей», гордо подняв голову, и только выдавливаем сквозь зубы: «Откуда, мол, такие берутся?» Ответ прост: вы не поверите, «берутся» они, как позволяем мы себе выражаться, из обычных российских семей, только вот атмосфера в них не всегда привычная.

Было бы заблуждением считать, что у преступников: воров, убийц, насильников — родители непременно должны быть наркоманами, алкоголиками или тунеядцами. Разрешите вас разочаровать, делинквентные (преступные, криминальные) личности часто родом из благополучных семей. Конечно, среди ведущих социальных факторов, влияющих на развитие девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, следует выделить алкоголизм родителей, низкий уровень материального обеспечения, высокий уровень внутрисемейного насилия, дисгармоничное отношение в семье, разводы. К сожалению, в моей жизни встречались такие семьи:

Мама и папа алкоголики, естественно не работают, «воспитывают» двух сыновей. Дети и в дождь, и в снег на улице, полураздетые, грязные. Рано начали курить, потому что при употреблении никотина притупляется чувство голода. После того как без вести пропала их мама и папу лишили родительских прав, вдруг появилась тетка, которая оформила опекунство. Как выяснилось позже, оно ей было необходимо, чтобы получить льготы и субсидии. В жизни же ребят ничего не изменилось, разве что теперь они не были такими голодными. Заботливая тетя обеспечила им государственный паек и теперь в интернате они законно получали тарелку супа. Прошли годы, ребята успели отсидеть не по одному сроку, очень сильно изменились внешне, прежним остался только взгляд. Они, как и раньше, смотрят на жизнь глазами полными боли и страдания, глазами ребенка, который не знал материнской любви и ласки.

Формирование асоциального поведения у детей из таких семей, к сожалению, закономерно. Но почему на путь жестокости и насилия встают дети порядочных родителей?

Если ребенок не будет чувствовать,
что ваш дом принадлежит и ему тоже,
он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд

Принято выделять две категории причин асоциального поведения подростков: объективные и субъективные.Среди субъективных причин выделяют особенности темперамента, аномалии характера и его гармоничность, биологические реакции пубертатного (подросткового) возраста, психофизиологическое нездоровье. Бытует мнение, что особенно во внимании нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Конечно, это бесспорный факт, но не следует снимать со счетов и период перехода от детства к зрелости. Примерно с 11 до 15 лет подросток переживает «гормональную бурю», наступает время физиологической и психологической зрелости. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Тогда еще не взрослый, но и уже не ребенок, заявляет миру о своем существовании. И, как театр начинается с вешалки, так самоутверждение подростка начинается с семьи. Теперь многое зависит от поведения родителей. Если подавлять личную свободу человека, пусть даже из самых гуманных побуждений, то он непременно захочет поскорее освободиться от давления. Из соображений избавиться от назойливого контроля — «пожить свободной жизнью» или просто привлечь внимание, подростки совершают побеги из дома. Желая показать себя взрослыми, они способны на совершение правонарушения. Положение усугубляется, если на утрированное представление подростка о взрослости накладываются его психофизиологические особенности. Проблема не стояла бы так остро, если родители выбрали по отношению к ребенку позицию друга и опытного наставника, а не — властителя судеб, которому во всем и всегда надо подчиняться.

Дети всех любят, особенно тех,
которые любят и ласкают их.
Лев Толстой

К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности. К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе. Забывая при этом проудовлетворение его эмоциональных требований, а ведь в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение детского гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями, недоласканность.

В пубертатном возрасте такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании». Ну а к чему это приводит — мы читаем каждый день в сводке криминальных новостей. Всего этого можно избежать, если вовремя согреть душу ребенка родительской заботой, лаской, вниманием. Задумайтесь, что детский требовательный крик со временем может перерасти в агрессивное разрушительное поведение. Например, для подростков 11–13 лет развлекательным время провождением считается совершение актов вандализма:

Не так давно на моих глазах компания несовершеннолетних юнцов пыталась разгромить автобусную остановку и приходила в неимоверный восторг от каждой удачной попытки. Время было позднее, кроме меня автобус ждали еще две женщины и, как вы понимаете, в этом «бою» силы оказались неравны. На все наши замечания детки отвечали нецензурной бранью. Я еще долго не могла оправиться от увиденного, все думала, а знают ли родители, как и с кем их чада проводят свое свободное время?

Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам?

Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей.