Вопрос домашнего обучения достаточно актуален для родителей, чьи дети имеют в анамнезе хроническое заболевание, часто болеют. С этой проблемой к психологу обращаются не только мамы и папы будущих первоклассников, но и родители более старших детей. Так что же такое домашнее обучение? Возможно несколько его вариантов.
- Ребенок находится дома, и к нему приходят учителя из школы, к которой он прикреплен. Учителя не только занимаются с ним, но также дома проводят контрольные занятия, работы и аттестовывают ученика;
- Второй вариант, когда ребенок также занимается с учителями дома, но приходит в школу сдавать зачеты по темам;
- Еще один вариант: ребенок самостоятельно или с родителями занимается и приходит в школу сдавать зачеты и контрольные работы.
Есть вариант и частичного посещения школы. Некоторые предметы ребенок готовит дома (самостоятельно или с учителями), а на некоторые приходит в школу.
Можно предусмотреть и множество других вариантов обучения. Но надо сказать, что выбор их зависит от состояния здоровья ребенка. Также при выборе метода обучения следует проконсультироваться с лечащим врачом и учителями школы. Необходимо вместе, сообща принять нужное решение, ведь эффективность обучения зависит не только от программы, но и от метода обучения, от преподавателей, от установленного с ними контакта, а также физических и моральных сил ученика.
Надо отметить, что существуют и специальные школы для детей-инвалидов. В них учатся дети с различными хроническими заболеваниями, с нарушениями поведения, у которых уровень интеллекта соответствует нормальному развитию. Это дети с различными травмами рук и ног, позвоночника, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, дети с бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т.п.
В таких школах облегченная программа обучения, имеются только основные предметы. В классах не более 5 — 6 человек, в день не больше 4 уроков. Наряду с учителями работают психологи, социальные работники, специалисты по коррекционной педагогике. С их помощью родители выбирают наиболее оптимальный вид обучения для своего ребенка.
Какие же преимущества обучения ребенка, например с диабетом, на дому?
Во-первых, это возможность постоянного контроля за состоянием здоровья. Это и четкое соблюдение режима дня, и контроль за уровнем сахара, соблюдение диеты.
Во-вторых, предупреждение утомляемости, возможность соотносить нагрузку и отдых.
В-третьих, психологически благоприятная атмосфера. Привычная обстановка не вызывает трудностей с привыканием к обучению. Адаптация к новому виду деятельности протекает почти незаметно и практически не приводит к стрессам.
В-четвертых, обучась на дому, ребенок избегает большинства контактов со сверстниками и взрослыми. Следовательно, уменьшается риск инфекционных заболеваний.
В-пятых, у родителей появляется возможность контролировать своего ребенка и в выборе друзей, препятствуя его общению с нежелательной компанией.
Можно еще и еще описывать преимущества домашнего обучения, но так ли хороши они для самого ребенка по сравнению с обыкновенной учебой в школе? Давайте рассмотрим особенности психического развития детей с хроническими заболеваниями:
- Изменения в сфере общения: замкнутость, недоверчивость, сильная зависимость от взрослых, робость, застенчивость, несамостоятельность.
- Изменения эмоционально-волевой сферы: неуверенность в себе, отказ от борьбы, неправильная самооценка.
- Изменение самосознания в целом, когда ребенок считает, что все происходящее в его жизни ни как не зависит от того, что он делает.
К сожалению, практика показывает, что все эти изменения гораздо более выражены у больных детей, обучающихся на дому. Из этого исходят недостатки обучения на дому:
Узкий круг общения со сверстниками, постоянное сравнение их с собой (конечно же, не в свою пользу) приводит не только к нарушению коммуникативного развития, но и к снижению самооценки, к еще большей зависимости от родителей;
Обучаясь на дому, дети не имеют возможности сравнивать результаты своего труда с результатами других детей. Отсутствует соперничество в борьбе за лучшую работу. Дети привыкают выполнять задания «как сделают», не стремясь к лучшему результату. Также они постоянно надеются на помощь взрослых, абсолютно не надеясь на свои силы;
В подростковом возрасте, когда отношения с родителями отодвигаются на второй план, и появляется интерес к противоположному полу, появляется и обостряется чувство одиночества, чувство собственной ненужности. Обучаясь на дому, подросток имеет минимум социальных контактов с различными людьми, это приводит к замкнутости, агрессии, неумению общаться и страху перед возможными отношениями с новыми людьми.
В будущем у таких людей велика вероятность остаться одинокими, неуверенными в себе затворниками.
Этого ли мы хотим, выбирая метод обучения для своего ребенка?
Надо отметить (и это очень важно), что дети с компенсированной формой хронического заболевания почти всегда могут учиться в нормальных школах и даже в школах с программой повышенной сложности (языковых, математических, биологических и т.п. в зависимости от интересов ребенка).
Но частородители считают болезнь препятствием для нормального обучения и выбирают легкие программы. В таких случаях и сами дети начинают относиться к себе как к больным, что ведет к серьезным нарушениям как психического, так и физического развития. Это еще один огромный минус домашнего обучения.
Если во время учебы в обычной школе у ребенка возникнут сложности, не спешите сразу переводить его на домашнее обучение. Важно точно узнать причину. Часто дети скрывают истинные мотивы неприятностей, прикрываясь болезнью, хотя во многих ситуациях недуг может быть совсем ни при чем.
Теперь, зная многие плюсы и минусы обучения на дому, выбор должны сделать вы сами, уважаемые родители. Но перед тем как сделать подобный выбор, необходимо проконсультироваться с врачом, психологом, учителями. И еще очень важно поговорить с самим ребенком: выслушать его мнение, понять, чего он хочет. Ведь какой бы вы выбор не сделали, без желания ребенка успеха в обучении вы не добьетесь.