Когда ребенок только родился, ему трудно воспринимать окружающий мир. Он больше уделяет внимание своему собственному телу и тому, что в нем происходит. Если малыш чувствует, что все в порядке, то он просто засыпает. Если ребенок ощущает голод, усталость или боль от расстройства пищеварительной системы, он целиком погружается в эти ощущения. Он просто не может переключить внимание на что-то другое. Газы в кишечнике, усталость перед сном заставляет детей постоянно плакать. Когда ребенку исполняется больше трех недель, он постепенно входит в контакт с тем, что его окружает. Он начинает поворачивать головку в разные стороны, и ему явно нравится наблюдать за внешним миром.
Руки ребенка. Когда ребенок только родился, он еще плохо управляет своими руками. Даже поднести палец ко рту у него практически не получается. Только к двум- трем месяцам малыш сумеет засунуть пальчик в рот. В первые недели ребенок держит руки крепко сжатыми, он даже не может отогнуть один палец.
Руки предназначены для удержания предметов, и ребенок с первых дней жизни это знает. Даже не умея управлять ручками, малыш стремится ухватиться ими за любой предмет или мамин палец. Делают это дети охотно и с удовольствием. А если дать ребенку игрушку и помочь ухватиться за нее, он сможет какое-то время держать ее в руке. К полугоду ребенок вполне способен взять предмет, который находится недалеко от него. Он тянется, берет его в руку и удерживает какое-то время. Со временем он пользуется руками все лучше. В возрасте одного года малыш может ухватить пальцами крошку или маленький предмет, и это приносит ему радость.
Ребенок учится пользоваться сразу двумя руками. В первые месяцы он, как правило, не отдает предпочтение ни правой, ни левой руке. Но со временем одна рука становится для него предпочтительней, и ребенок уже определяется, правша он или левша. Бывают и такие случаи, когда ребенок несколько месяцев старается делать все одной рукой, а потом переключается на другую.
Нет четкого мнения, заложено ли изначально качество быть правшой или левшой. Есть сторонники теории, что ребенок изначально предрасположен к пользованию правой или левой рукой, и переучивать его бессмысленно. Были зарегистрированы случаи, когда подобные попытки заканчивались появлением нервных расстройств и отставанием в учебе. Ученые, которые поддерживают это мнение, не рекомендуют навязывать ребенку привычку пользоваться правой рукой, если он левша. Но есть и такое мнение, что праворукость – привычка приобретенная. И можно сформировать привычку брать ложку и ручку правой рукой, обучая этому малыша.
Сторонники этой теории предполагают, что если ребенок отказывается быть правшой, то делает он это из желания противоречить. В любом случае, ребенка лучше не травмировать борьбой с использованием левой руки. Если он левша, то вы вряд ли добьетесь хороших результатов, заставляя его постоянно пользоваться правой рукой. Многие настаивают на том, что можно просто ненавязчиво вкладывать ложку и погремушки в правую руку, и тогда ребенок может поменять привычку. Если ребенок не сопротивляется этому, то вы можете попробовать этот метод. Но если он откровенно выражает недовольство, то результата такого поведения не будет.