Звук «С» — правильная артикуляция:
При верном произнесении звука «с» органы артикуляции работают следующим образом:
Губы полураскрыты, уголки рта слегка растянуты в стороны. Нижняя челюсть слегка опущена, расстояние между верхними и нижними резцами 1-1,5 мм. Язык распластан, имеет лопатообразную форму, слегка выгибается вверх по направлению к твердому небу.
Бока языка прилегают изнутри к верхним боковым зубам и одновременно касаются нижних зубов. По средней продольной линии передней части спинки языка образуется небольшое углубление. У верхних боковых резцов контакт между боковыми краями языка и зубами прекращается. Передняя часть спинки языка выгнута вверх и как бы стремится к альвеолам верхних зубов. Между языком и альвеолами образуется щель. Кончик языка заткут вниз и касается нижних резцов и частично альвеол.
Воздушная струя проходит через щелевое сужение по созданному языком легкому продольному углублению, и между резцами образуется звук «с».
При произнесении мягкого «с» больше приподнимается вверх средняя часть спинки языка.
Звук «з» образуется при таком же положении органов артикуляции, как и «с», только язык менее напряжен и в работу включаются голосовые связки. Кончик языка слегка вибрирует.
Варианты искажения звука «с».
В живой речи варианты произнесения этого звука крайне разнообразны, но при воспитании навыков сценической речи обычно приходится устранять недочеты, которые условно можно разделить на четыре группы:
1. Встречаются резко искалеченный «ТУПОЙ ЗВУК «С», оттенки искажения бывают всевозможного характера.
2. Шипящее «С».
3. Свистящее «С». Звук «с» подсвистывает, этот призвук раздражающе действует на слушателя, «с» как бы смешивается с «ц», в большинстве случаев это «с» бывает немощным, «жиденьким».
4. Неслышное, пропадающее «с». Рассмотрим, при каких условиях возникают искаженные свистящие и каким способом они нормализуются.
Тупое «с»
Тупое «с» возникает, если будет иметь место один из перечисленных ниже случаев.
1. Кончик языка будет попадать между передними зубами, слегка выдвигаясь наружу, язык при атом плоский.
2. Кончик языка упирается изнутри в сомкнутые зубы, язык также пластообразный, ровный.
В обоих случаях неверное положение занимает и тело языка, и кончик. Инертно все тело языка.
3. Боковые края языка недостаточно плотно прилегают к боковым зубам, так как язык значительно смещен вниз по сравнению с необходимым: лежит на дне ротовой полости и не выгибается вверх. Кончик же языка может быть загнут вниз. Таким образом кончик языка занимает верное положение, но пассивны средний и задний отрезки краев языка.
4. Язык несколько выше приподнят, чем в предыдущем случае, и его средние и задние бока касаются коренных зубов. Кончик языка лежит у нижних зубов. Однако отсутствует или недостаточен подъем передней части спинки языка к альвеолам, т.е. пассивна передняя часть спинки языка. Получающийся звук воспринимается как «беззубое» «с».
5. Верхняя или нижняя губа, или обе вместе «прилипают» к зубам, перекрывают путь выходящей воздушной струе, я своей массой как бы — доедают, поглощают остроту, звонкость этого звука: «с» становится темным, глухим, тупым, (иногда инертные губы способствуют возникновению «пришептывания»).
Исправление тупого «с».
1. При тупом «с» обычно крайне пассивен язык, поэтому, осваивая правильное произнесение, следует заняться гимнастикой языка.
Полезно, подготавливая аппарат для произнесения правильного «с», использовать «жевание» языка. Боковые зубы слегка сжимают широкий упругий язык, а он препятствует давлению, как бы пружиня. Кончик языка при этом находится у передних резцов, а бока выходят за пределы зубов; расстояние между зубами во время максимального — но не болезненного — нажима на язык 1,2 см. Затем «раздвигайте» языком сомкнутые боковые зубы в стороны (язык пружинит уже в горизонтальном направлении). Этими упражнениями тренируется чувствительность боковых краев языка и управляемость их движениями.
2. Подготовив таким образом мышцы языка, осваиваем описанную выше артикуляционную установку, характерную для правильного произнесения звука «с». Следим, чтобы нижняя челюсть была слегка выдвинута вперед по сравнению с положением покоя: нижние резцы должны находиться под верхними, на одной с ними вертикальной прямой.
3. Установив должным образом органы артикуляции, осторожно продуваем воздух по небольшому углублению, расположенному по средней продольной линии языка. Губы не должны встретиться на пути следования проходящей между резцами воздушной струи. Они слегка расходятся вверх и вниз, будто «распахиваются», освобождая ей дорогу. При выполнении описанных условий образуется звук, обладающий обязательными признаками, характерными для правильного согласного «С».
В этот период образование данного звука должно быть чисто механическим: создается определенная артикуляционная конструкция, по которой продувается выдыхаемая воздушная струя. Если, используя новую артикуляционную установку, начать стараться произнести правильный речевой звук «с», то вновь осваиваемое положение органов артикуляции будет разрушено старыми неверными навыками произнесения этого согласного.
В первый период работы по исправлению дефектного звукопроизношения мышечные ощущения, сопровождающие работу нашего артикуляционного аппарата, часто обманывают нас: действительное положение органов артикуляции не соответствует кажущемуся, представляемому. Мышечные ощущения только со временем будут нами анализироваться безошибочно. В связи со сказанным артикуляционный тренаж и последующая работа по освоению верной артикуляционной установки должны обязательно проводиться с зеркалом, т.е. руководящая роль в этой работе должна отводиться зрительному контролеру.
«Зрение является одним из важнейших естественных привычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие анатомо-физической связанности зрительных систем мозга со слуходвигательными, оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кожно-мышечного чувства в артикулярных аппаратах. Зрительный контролер не только уточняет, но и усиливает движение» — читаем мы в «Логопедии» М.Е.Хватцева. («Логопедия», 1951, с.93). Таким образом в работе по перевоспитанию речевых навыков нашим помощником должно стать зрение, особенно поначалу.
Если верное произнесение звука «с’ в изолированном виде будет усвоено, учащийся может приступить к следующему этапу работы — включению исправляемого звука в речь.
Трудности исправления тупого «с» и способы их преодоления. Иногда при исправлении тупого «с» студенту довольно долго не удается «нащупать»нужное положение языка. Он не может заставить приподняться вверх тело языка, не может наладить контакт между задней частью спинки языка и коренными зубами, ют у него недостаточно приподнимается к альвеолам передняя часть спинки языка. Добиться верного положения ему мешает вялость мышц языка. Кроме того, нередко студенту бывает трудно расценивать произносимый «по-новому» звук «с» как механический, не связанный с речью.
Сознательно приподнятая и слегка выгнутая вверх спинка языка при продувании воздуха по желобку языка и при намерении верно произнести дефектный звук «с» не удерживается в нужном положении. Она выравнивается, возвращаясь в привычное, пластообразное состояние. В этих случаях необходимо заняться специфическими упражнениями. В практике работы со студентами мы используем взаимосвязь речи с моторикой всего тела. Определенные.движения рук, ног и туловища помогают активизировать речевой аппарат и влиять на работу его органов. Облегчить нормализацию тупого «с» могут следующие специальные упражнения (все упражнения выполняются с воображаемыми предметами).
Если инертно все тело языка
Упражнение 1. «На футбольной тренировке»
А. Вы — футболист, присутствуете на футбольной тренировке. Удар по мячу делается таким образом, чтобы.движение право! ноги осуществлялось в передне-верхне-левом направлении. Пятна правой ноги проходит над носком левой ступни. Во время удара по мячу произносится звук «с». Левая нога работает в передне- верхне-правом направлении. Упражнение может делаться как одной ногой, так и обеими ногами попеременно (следить, в каком случае лучше звучит «с»).
Удар по мячу надо делать не носком ступни, а по линии ее внутреннего изгиба, стараясь, чтобы основная тяжесть «удара» приходилась на отрезок ступни центром этой линии и пяткой. Поначалу «удар по мячу» делается о полной силой. По мере усвоения правильного произнесения звука «с» «удар по мячу» становится слабее, футбольный мяч «заменяется» маленьким резиновым мячиком. Затрата мышечной энергии при выполнении упражнения резко уменьшается, а чистота произнесения звука должна остаться неизменной. Перед «ударом» по мячу вдох, а в момент удара — выдох.
Б. Поддаем футбольный мяч ногой в вертикальном направлении. Как и в предыдущем упражнении, работает не носок ступни, удар делается ее внутренней боковой поверхностью. Во время удара на выдохе произносится «с». Перед каждым ударом — вдох. Чем чаще делаются удары, тем быстрее и короче становится вдох, тем короче становится выдох и произносимый звук.
Упражнение 2. — «Брошу камень». Приблизив подбородок к грудной клетке, бросаем из-за головы камень по дугообразной линии, произнося при этом звук «с». Перед броском кисть сжата в кулак и находится у затылка. Сжатые в кулак пальцы максимально развернуты вверх, по направлению броска. Камень бросается почти себе под ноги. Кисть во время броска движется на близком расстоянии от головы и фактически описывает линию, повторяющую форму головы.
Во время выполнения описанных упражнений активен весь двигательный аппарат человека. Это вызывает активизацию и связанного с ним речевого аппарата — энергичнее становится дыхательный процесс, более точно и оперативно начинают работать обычно вялые артикуляционные мышцы.
Предложенные упражнения помогают студенту получить нужную артикуляционную установку: направленность выполняемых движений вверх; это вызывает устремленность вверх и у артикуляционных мышц. В результате язык при произнесении звука «с» занимает приподнятое, слегка выгнутое вверх положение. Звук «с» становится чище, так как вследствие приподнятости языка улучшается контакт и краев языка с боковыми зубами и приподнявшейся передней части спинки языка с альвеолами верхних зубов.
Если пассивны средний и задний отрезки боков языка
Часто при освоении правильной артикуляции звука «с» долго не удается установить средний и задний отрезки боковых краев языка. Двигательные ощущения в этих местах языка менее развиты; зрительный контроль, который помогает не только организовать движение, но и усилить его, затруднен, так как язык скрывается за зубами. Разъяснение студенту расположения органов артикуляции не дает результата, аппарат ему не подчиняется. Тогда учащемуся можно попробовать:
Упражение 3. Произносить на выдохе звукосочетание «хс». Звук «с» произносится сразу вслед за «х», звук «х» как бы превращается в «с». Согласный «х» произносится возможно энергичнее. При произнесении звука «х» поднимается горбом спинка языка. Частично этот подъем по инерции сохраняется и во время звучания с согласного «с».
В результате неподчинявшиеся нам бока средней и задней части спинки языка все же соединяются с верхними зубами. Постепенно звук «х» перед звуком «с» произносить перестаем, однако некоторое время можно одномоментно с произнесением «с» мысленно произносить звук «х»; получается будто мы одновременно произносим оба эти звука. Это помогает нам сохранить полученное улучшение звучания согласного «с».
Упражнение 4. Можно попытаться воспользоваться и.другим приемом: постарайтесь сосредоточить свое внимание на верхних правых или левых коренных зубах. Нащупав их своим вниманием, «укажите» нам местоположение этих зубов произносимым звуком «с». «Вот правые коренные зубы, а вот — левые»,думаем мы, произнося звук «с», стараясь «дотронуться» этим звуком до коренных зубов.
Вначале произносимый звук «съезжает» к передним зубам, но постепенно студент своим вниманием настраивает работу аппарата и «озвучивает» коренные зубы. Думать во время этого упражнения о положении краев языка не следует, нас должны интересовать только зубы, а язык сам «подтянется» к ним.
Упражнение 5. Можно правым и левым коренным зубам «поиграть в волейбол»: правая сторона дает высокий «пас» левой и наоборот; вместо мяча у нас — звук «с».
Упражнение 6. Или представьте себе, что между верхними правыми и левыми боковыми коренными зубами закреплен стерженек, а на нем, как на турнике, «вращается» звук «о». Можно помогать этому вращению, рукой, держа ее около щеки рядом с коренными зубами, рука как бы управляет вращением, выполняя мелкие кругообразные быстрые движения.
Упражнение 7. Иногда помочь нормализации звука «с» может положенная на поверхность языка твердая конфета или плотный комочек бумаги. Положенный на язык посторонний предмет стараемся прижать к небу (языку приходится выгибаться вверх) и в это время произносим звук «с». Потом пробуем повторить то же выгибание языка вверх без помощи посторонних предметов.
Если пассивна передняя часть спинки языка
Если же тупое «с» возникает из-за недостаточного подъема передней части спинки языка к альвеолам верхних зубов, то часто необходимая артикуляционная установка получается:
Упражнение 8. Если во время произнесения звука указательный палец, подобно зубной щетке, совершает с наружной стороны мелкие горизонтальные движения по деснам верхних передних зубов: палец как бы слегка массажирует верхнюю десну. Верхняя губа в это время резко приподнята вверх, чтобы не мешать движениям «зубной щетки». Массаж делается не подушечкой пальца, а его наружной боковой поверхностью. Передняя часть спинки языка как бы стремится «дотянуться» до.двигающейся «зубной щетки» и приподнимается до нужного уровня. Получаем верное «с».
Упражнение 9. Можно находить различные объекты и во время произнесения «с» заставлять переднюю часть спинки языка /кончик все время должен оставаться на стыке нижних передних зубов и альвеол/, «достать» до них: можно стараться дотянуться ею до кончика носа, до переносицы, до потолка и др. Важно, чтобы эти объекты были расположены выше передави части спинки языка.
Упражнение 10. Нижняя челюсть опущена. Кончик языка находится во рту, перед верхними резцами. Весь язык приподнят вверх, спинка его касается альвеол и твердого неба. Подушечкой большого пальца нажимаем снизу на язык, не разрешая передней…части его спинки отдаляться от альвеол. Сохраняя данное положение органов артикуляции, стараемся произнести звук «с», направляя при этом воздушную струю к альвеолам верхних резцов. Язык при помощи пальца удерживается в исходном положении, несмотря на то, что он всячески стремится оттянуться назад и отойти от альвеол. Многократное повторение данного упражнения позволяет ощутить искомое положение передней части спинки языка. Постепенно эти грубые ощущения заменяются более изящными, дифференцированными.
Нередко студент проходит через, все этапы воспитания языка, добиваясь подвижности как всего его, так и отдельных его частей (передави, средней и задней частей его спинки, а также его кончика). Без освоения этих движений невозможно добиться правильного произнесения согласного звука «с».
Применение взаимосвязи речедвижений с общей методикой тела ценно тем, что правильный звук образуется сам, мы будто бы ничего не предпринимаем для его верного звучания. Исправление звука перестает быть трудным, страшным, удача вызывает положительные эмоции, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность дальнейшей работы, Кроме того, перевоспитание «больного» звука на подобных физических действиях с воображаемыми предметами позволяет нам на время забыть о том, что мы, двигаясь, произносим «исправляемый звук речи». Все внимание сосредотачивается на выполняемом телом движении. Старые навыки не могут вредить нашему новому «с», так как оно становится «футбольным мячом», «камнем», «зубной щеткой» и т.д. и не ассоциируется со звуком речи.
Шипящее «с».
Шипящее «с» возникает, если:
1. Излишне приподнята вверх, средняя часть спинки языка: она стремится к небу, «поднимаясь при этом выше б о к ов ы х зубов.
2. Чрезмерно увеличено целевое отверстие между передней частью спинки языка и альвеолами.
Несмотря на то, что кончик языка находится у нижних зубов, т.е. занимает верное положение, согласный звук, образующийся при указанных условиях, больше похож на смягченное «ш», чем на «с».
Исправление шипящего «с».
Работая над исправлением шипящего «с», главное внимание обращаем на тренаж передней части спинки языка. С этой целью:
1. Делаем артикуляционную гимнастику. Полезно научиться выполнять сознательные подаем и опускание передней части спинки языка.
2. Воспитываем способность передави части спинки языка приподниматься к альвеолам верхних передних зубов, используя опосредованное воздействие на ее движения (см. приспособления, приведенные при описании исправления «тупого» «с», обусловленного низким подъемом передней части спинки языка).
3. Обычно студент быстро начинает слышать этот дефект, поэтому большую помощь в настройке правильного «с» может оказывать слуховой аппарат. Подключение слухового контроля помогает приподнять к альвеолам и переднюю часть спинки языка и заставлять среднюю часть спинки языка не делать чрезмерной выпуклости вверх.
Исправляя шипящее’ «с», надо следить на положением губ. Губы должны оставаться приоткрытыми настолько, чтобы были видны верхние и нижние зубы. При таком положении губ воздушная струя уже не встретит больше никаких препятствий, и к согласному «с» не добавится лишних призвуков.
«Свистящее» «с».
«Свистяшее» «с» образуется в основном по двум причинам:
1. Кончик языка значительно смещается вверх по сравнению с его положением, характерным для правильного произнесения звука. Кромка кончика языка почти примыкает к верхнему краю нижних рездов. Нередко встречается расположение кромки языка даже у верхних зубов. Щелевое сужение возникает не между передави частью спинки языка и альвеолами, а между кончиком языка и передними резцами, причем щель эта очень узкая, значительно уже, чем необходимо для правильного «с» (см.верную артикуляционную установку этого согласного).
2. Положение языка правильное, но язык слишком приближен к зубам и альвеолам, воздух с трудом «просачивается» в сужение, образующееся между ними и языком. Желобок на передней части спинки языка (углубление, впадина) — очень мелкий, он едва намечен.
Исправление свистящего «с». Чтобы исправить свистящее «с», необходимо натренировать кончик языка. Подъем и опускание слегка высунутого между зубами кончика лопатообразного языка; выполнение тех же движений внутри рта; проталкивание вперед между сомкнутыми зубами истонченного кончика языка — подобные упражнения позволят постепенно подчинить его.движения нашей воле и освоить верную артикуляционную установку. Однако свист может остаться при правильном положении кончика языка (если будет излишне сужено щелевое пространство между альвеолами и языком).
В этом случае, управляя движениями языка, нужно либо:
1. Сознательно слегка отдалять переднюю часть спинки языка от зубов и альвеол — свистящее «с» должно стать при этом нормальным, так как чрезмерное сужение между языком и зубами, вызвавшее возникновение свиста, расширится, и причина дефекта будет тем самым устранена.
2. В момент произнесения звука еле заметно выдвинуть вперед нижнюю челюсть, чем мы тоже слегка увеличиваем расстояние между языком и зубами. Можно попробовать добиться правильного произнесения свистящего «с» и используя опосредованное воздействие на работу произносительного аппарата.
Упражнение 11. Попробуйте, вдыхая и произнося на выдохе «с», представить себе, что вы «полощите» этим звуком горло. Голова при этом слегка откинута назад. Вначале ваш звук может остаться на зубах. Но, как известно, представление рождает движение. Если вы будете точнее представлять себе, что вам необходимо прополоскать горло, то постепенно произносимый звук (ведь именно он для нас сейчас является целебной влагой для полоскания) несколько сместится назад.
В результате наклона назад головы смещается немного по направлению к затылку тело языка. Щелевое сужение между передней частью спинки языка и зубами расширяется, свист исчезает. Во время выполнения упражнения можно делать легкие движения головой, помогающие «прополоскать» горло, которые мы делаем во время процедуры в жизни.
Упражнение 12. Произносимый звук «с» становится «пульверизатором» или «ингалятором», орошающим ваше горло, выдох идет в обычном направлении и воздушная звучащая струя выходит, как всегда, изо рта наружу. Но учащийся представляет себе, что струя пульверизатора направлена внутрь рта, и короткие, сильные, но приятные струи распыляется в глубине ротовой полости, доставая до задней стенки глотки. Воздействие этого упражнения на работу артикулярных органов такое же, как и в предыдущем случае.
Упражнение 13. Или вообразите себе, что вам в ухо, как бывает во время купания, попала вода. Вы вытряхиваете ее, помогая себе движениями головы и похлопывая слегка ладонью по ушной раковине. Одновременно произносите звук «с». Он-то и есть та «влага», которая вас беспокоит и устранить которую вы стараетесь. Свое внимание концентрируется в области слухового отверстия: следует представить, что произносимый звук будто бы возникает возле, ушной раковины, а не у передних зубов. В этом случае звук «с» укрупняется и перестает быть свистящим.
Эти упражнения помогают постепенно ощутить незначительную, но необходимую для верного произнесения согласного оттяжку языка от передних зубов. В результате многократного выполнения упражнений, воздействующих на работу произносительного аппарата опосредованно, учащийся со временем при помощи мышечного чувства поймет, при каком положении языка исчезает в звуке нежелательный присвист.
Иногда в период сознательного усвоения верной артикуляционной конструкции бывает полезно воспользоваться следующим приспособлением:
В начальный момент произнесения согласного «с» максимально прижмите язык к зубам, затем, не прекращая произнесения звука, постепенно все дальше оттягивайте язык от зубов. Звук «с» при этом пройдет три стадии: сначала будет свистящее «с», затем оно станет нормальным, а потом — или тупым, или слегка шипящим. Этот прием помогает студенту быстрее отыскать необходимое положение языка, характерное для правильного произнесения звука «с». «Пропадающее» «с» будет рассмотрено ниже, после раздела «дыхание при дефектном «с», к изложению которого мы приступаем.
Дыхание при дефектном «с»
Однако не только работа органов артикуляции обеспечивает точное или искаженное произношение согласных звуков. Научные исследования показали, что звук будет восприниматься как полноценный только в том случае, если:
1. Он будет иметь определенную длительность звучания. Звук «с» будет восприниматься нами как правильный только в том случае, если слух уловит обязательные акустические признаки данного согласного — входящие в его состав самые высокие частоты. По данным книги профессора А. Митринович-Маджеевской, существует тесная взаимосвязь между «длительностью» раздражителя и «ощущением его высоты». Сокращение длительности его приводит к тому, что звуковые признаки данного раздражителя воспринимаются нами как нарушенные.
Уменьшение временного отрезка, характерного для нормального «с» (длительность правильного «с» в обычной речи равна 0,1 сек), приводит к тому, что звук квалифицируется нами как «тупое» «с». Сокращение временного звучания данного звука обычно вызывается плохой работой дыхательного аппарата.
2. Скорость воздушной струи, преодолевающей артикуляционное препятствие, не будет значительно отклоняться от необходимой. Недостаточная активность дыхательного аппарата является причиной, в результате которой может возникнуть не только «тупое» «с», но и свистящее.
Если скорость выдыхаемой струи воздуха мала, то при огибании воздушной струей верхних резцов могут возникнуть дополнительные присвисты, иногда более интенсивные, чем сам звук «с» (по данным книги Фанта «Акустическая теория речеобразования». М.,1964, с.239). На практике мы видим, что действительно при свистящем «с» выдыхаемая струя очень слабая и скорость движения воздуха крайне незначительная.
«Пропадающее» «с»
Недостаточное количество воздуха и отсутствие необходимой скорости воздушного потока, обеспечиваемые дыхательным аппаратом, могут не только исказить звук «с» (сделать его «тупым» или «свистящим»), но и привести к его исчезновению. Слушатель не будет воспринимать этот «полуживой звук», «с» не будет иметь необходимой слышимости из-за слабости, а также потому, что его могут заглушить более сильные соседние звуки, особенно гласные.
Исчезновение звука «с» чаще заметно во время публичных выступлений, когда резко возрастает сила гласных и не возрастает соответственно интенсивность согласных звуков (для этого необходим специальный тренаж). Таким образом, приходам к выводу, что в потоке живой речи звук «с» будет восприниматься слушателями как верный, бездефектный только в том случае, если дыхательный аппарат задаст звукообразующей струе должную скорость и обеспечит звуку «с» необходимую протяженность.
Звук «с» и тренаж дыхательного аппарата
Процесс нормализации произношения усложняется тем, что в работе речевого аппарата наряду с произвольно управляемыми органам! принимают участие многие мышечные группы, не поддающиеся сознательному воздействию. Всевозможные движения при одновременном произнесении звука «с» создают чрезвычайно положительное воздействие на работу дыхательного аппарата, на всю его дыхательную мускулатуру. Дыхательная мускулатура, произвольно управляемая и не управляемая, начинает функционировать в комплексе, и благодаря этому создаются наилучшие условия для произнесения согласного «с».
Изменяя условия выполнения упражнения, добиваемся:
а) различной интенсивности звука, а следовательно, и различной скорости выхода — сильный или слабый удар по мячу, маленький или большой камень, бросаемый из-за головы:
б) различной длительности произнесения звука — лассо бросается дальше или ближе, и т.д.
Научившись менять интенсивность звука и длительность его произнесения в упражнениях с физическими действиями, мы сможем использовать приобретенные навыки управления дыхательным аппаратом в речевых упражнениях, а затем и в живой речи.
Тренаж слухового внимания при дефектном «с»
Тренировать слухо-речевое внимание, воспитывать способность различать всевозможные звуковые признаки очень полезно на групповых занятиях. Можно порекомендовать следующие упражнения:
Упражнение 14.
1). Звук «с» — это летящий к партнеру «мяч». Один студент — пасущий, все остальные являются одновременно судьями и игроками (любому из них может быть дан «пас»). Если «с» произнесено неверно, то все судьи, замечающие это, дают сигнал — «штрафной свисток судьи»: студентами произносится два коротких звука «с». Студенты, не слышащие нарушения звука и не дающие штрафного свистка, наблюдая коллективный протест против произнесенного звука, быстрее ощущают, что их слуховое восприятие необходимо активно воспитывать.
2) «Игра в волейбол» может быть организована несколько иначе: правильность звука оценивает тот студент, которому дается «пас». Если звук произносится верно, то «пас» принимается и «мяч» передается следующему учащемуся. Если же «с» дефектное, то штрафной свисток должен дать студент, которому бал адресован «мяч».
Может случится, что принимающий «мяч» не слышит искажения звука, принимает его и передает другому. Тогда «штрафной свисток» должна дать вся группа. Данный вариант упражнения повышает персональное чувство ответственности и за произнесение звука, и за оценку его качества (при «принятии паса»). Это упражнение полезно и для) тренажа слухового внимания, и для воспитания речедвигателъных навыков. «Человек не только пассивно воспринимает ухом звуки речи, но еще… активно их совоспроизводит, хотя и в очень уменьшенном масштабе». (В.П.Морозов. «Тайны вокальной речи’) Хорошее произнесение звука, таким образрм, способствует улучшению звучания этого согласного у других студентов.
На дефектное же произнесение вырабатывается, благодаря «штрафным свисткам», отрицательная, тормозящая реакция.
Упражнение 15. Для тренажа слухового восприятия и речевых навыков полезно, меняя положение органов артикуляции, «выискивать» различные варианты звучания согласного «с». Созданные вами дефектные «с» необходимо сопоставлять с правильным произнесением этого звука. В каждом случае следует обязательно разобраться, в результате каких мышечных движений возникло искажение согласного. Выискивая разнообразные варианты звука «с», мы тренируем и слуховой, и произносительный аппарат. Одновременно мы вырабатываем навыки сознательного управления артикуляционными мышцами. Со временем студент сам начинает слышать различные оттенки интересующего его звука. В этот период нередко учащийся жалуется преподавателю на то, что в результате работы над дефектным звуком он стал хуже произносить этот звук, чем раньше.
В таких случаях студенту объясняется, что в процессе работы над дефектным звуком у него постепенно воспитывается слух, затем наступает момент, когда он слышит несовершенство своего произнесения. В действительности «больной» звук у него улучшился. Преподаватель это слышит. Но недовольство студента справедливо. Оно вызвано тем, что студент начал сравнивать свою еще несовершенную речь с правильной речью товарищей. Воспитание слуха носит наиболее длительный и сложный характер при наличии «тупого» «с». При свистящих и шипящих «с» притупленность слухового восприятия значительно меньше, студенты этот дефект начинают улавливать довольно быстро.
В трудных случаях, когда у студента пассивность артикулярных мышц дополнялась и органическим дефектом (слишком выдвинута вперед верхняя или нижняя челюсть, большой язык и другие), при двух в неделю встречах с преподавателем в результате тренажа речевого и слухового аппаратов студенты стали слышать дефектность своего произнесения через пять-шесть месяцев. Разумеется, во время занятий с педагогом только часть времени уделялась работе по исправлению недостатков речи. Чистый звук в изолированном виде стал у этих студентов получаться в конце второго семестра. Довольно удачные -попытки включения исправленного звука в речь стали появляться в начале третьего семестра, после летнего перерыва. Во время летних каникул студенты продолжали заниматься самостоятельно.
Звуку «с» нами уделено так много внимания в связи с тем, что:
1) Искажение этого звука в самых различных вариантах чрезвычайно распространено.
2) В русской речи звуки «с», «з» встречаются чаще многих других звуков. Со звука «с» и «з» или со звукового сочетания, в которые входят звуки «с» и «з» («зн», «зд»св», «ск», «сп», «ст», «фс»), начинается 16,7% русских слов: почти каждое шестое слово имеет в своем начале этот звук. Только 0,8% слов начинается со звука «ж», 0,3% — со звука «Ц». 1,3% — со звука «ч», 1,1% со звука «ш», 0,3% — со звука «щ». Взятые все вместе звуки «ж»,»ц»,»ч»,»ш, щ стоят в начале лишь в 3,6% слов, т.е. примерно каждое двадцать восьмое слово начинается с одного из этих звуков, 8,1% слов имеет звук «с» или звукосочетания «ев», «зм»,знь,»ск»,»ст», «сть», в конце и только 4,4% приходится на вместе взятые конечные звуки «ц», «ч», «ш», «щ».
Даже просто вслушиваясь в устную речь, можно почувствовать, насколько часто звук «с» встречается в речевом потоке. Поэтому дефектное «с» вызывает чрезвычайное загрязнение и искажение речи.
3) Звук «с» относится к наиболее длительным звукам нашей речи, поэтому его несовершенность особенно заметна и «режет» слух. Длительнее звука «с» только согласный «ф» и мягкое «ш».
4) Воспитание этого звука, требующего тонкой и сложной работы речевого аппарата, облегчает устранение.других речевых дефектов. Аппарат оказывается уже хорошо подготовленным, способным ощущать и осуществлять мельчайшие речедвижения.