Мелкая моторика — действия нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких движений кистями и пальцами рук . Мелкую моторику ребенка необходимо развивать, ведь в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. В дальнейшем используя приобретенные навыки, ребенок учится играть (например, собирать мозаику), рисовать, одеваться и так далее.
Важность для ребенка развития навыков мелкой моторики заключается в том, что благодаря им ребята лучше приспосабливаются во многом к школьной жизни. Фактически, это – один из первых этапов подготовки ребенка к школе.
Существуют целые комплексы упражнений и игр для развития детской мелкой моторики Это песочная терапия, бумажные аппликации, оригами, поделки, шнуровки, лепка из пластилина и глины, игры со всевозможными бусинками, крупами, шариками и так далее… Развитие навыков мелкой моторики лучше всего для ребенка усваивать в ходе игры. Существует немало пальчиковых игр для развития малышей. Вот примеры такой игры:
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Чем важно развития мелкой моторики ребенка? Было доказано, что речевое развитие будет в норме при условии, что движение кисти и пальцев руки ребенка будет соответствовать возрасту. И напротив, когда движения пальцев рук отстает , то тоже самое происходит и с речевым развитием . Следовательно, речь развивается и совершенствуется в прямой зависимости от кинетических импульсов пальцев рук.