09.12.2017      1379      0
 

Потешки и пестушки для самых маленьких

Ребенок начинает обращать внимание на свои руки примерно в три месяца и уже с этого…


Потешки и пестушки для самых маленькихРебенок начинает обращать внимание на свои руки примерно в три месяца и уже с этого возраста можно проводить пальчиковые игры для малышей. Начать можно с легкого поглаживания ладошек и пальцев ребенка в течение пары минут. Перебирая по очереди его пальчики и слегка массируя их, вы привлекаете внимание малыша и приучаете его шевелить пальцами по отдельности. Значение таких пальчиковых игр в жизни малыша трудно переоценить. Ребенок рано начинает тянуться ручками к маминому лицу и волосам. Если над кроваткой повесить яркие игрушки, то ребенок не только начинает следить за ними глазами, но и тянуться к ним руками, пытаясь потрогать эти игрушки.

Пестушки

Когда малыш только что проснулся, но еще вял и пребывает в полусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться», отойти ото сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствования. Народная традиция закрепила ряд процедур, направленных на активизацию нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. К ним относится,  прежде всего,  старое, но незаменимое средство – массаж. Еще в древние времена были найдены основные приема массажа младенцев, своеобразно закрепленные и в пестушках – одном из видов устного народного творчеств.

Массаж младенца. Пестушка – это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику. Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязательно сопровождаться тактильным  раздражением в виде мягких прикосновений матери к телу ребенка, ее определенных движений. В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания детей на ранних этапах жизни.

Ритм пестушки, ее смысловое содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца – сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т.д. – ласково приговария:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок

Если малыш в ответ издавал звуки, мать обязательно включалась в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произнося: «А в головку – разумок», — нежно гладила малыша по головке.

Существовал и некоторый комплекс физической зарядки, направленный на развитие отдельных групп мышц и двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, сохраняя равновесие, нужно было, прежде всего, укрепить мышцы его нижних конечностей. Это начинали делать с самого раннего возраста.

Когда ребенок становился на ножки, его держали под мышки, приподнимали, опускали и озорно подпевали:

Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!

Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, создавая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои  первые движения.
Обучение ходьбе

Позже, когда подходило время освоения более сложных форм – ходьбы, прыжков, бега, — наступал черед другим пестушкам, которые имели свою ритмику, соответствующую характеру вырабатываемого двигательного навыка. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Кроме того, в народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей ребенка. Так, когда подходило время ребенку вставать на ножи и делать первые шаги (обычно это бывает после года), родные по-своему «помогали» ему – брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называлось «разрезать» путо (путы) и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.

Если ребенок долго на начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес либо вели под ручки по полю, засеянному овсом, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способствовать укреплению ножек ребенка.

В деревенской России применялись и особые приспособления для малыша, начинающего сидеть и ходить. «Ходалки», «сиделки», «стоялки» делались следующим образом. Два – три деревянных обруча разного диаметра соединялись рябиновыми ветвями и образовывали каркас наподобие колокола. Нижний обруч – самого большого диаметра – волочился по полу, не давая ребенку упасть и «доехать» до опасной границы – печки, порога. Верхний же, самый маленький, располагался на уровне груди, он не позволял выскользнуть (мешали ручки).

Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласковым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка. Первый  самостоятельный шаг ребенка было принято отмечать.
Развитие других частей тела.

Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их встороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки.

Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведения рук, имтирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становился более растянутым, плавным «Лунь плывет, лунь плывет».

Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, т.е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Это способствовало не только развитию сложных координированных движений скелетной мускулатуры, но и закреплению единства объекта и движения в целостном образе. В свою очередь, у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.

Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты…

Потешки

Среди неистощимого богатства методов и средств физического развития и воспитания детей раннего возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания, как правило, в конце первого- начале второго года жизни ребенка.

Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия.

Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики. Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.

Важно отметить, что  в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождались словами. Это делалось не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо физического неудобства, переключить его внимание на другой раздражитель (вспомните, как мы сегодня, пытаясь накормить ребенка нелюбимой им манной кашей, развлекаем его всякими песенками и прибаутками: лишь бы еще одну ложечку съел!) Для нас гораздо более важно, чтобы слово закрепило ритмику, последовательность движений, дало особый знак действиям и вещам и тем самым способствовало развитию умственных способностей ребенка.

Сегодня врачи-логопеды знают, что если раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начинает говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами. Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память – память на фонеизнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка. В этом плане младенчество является критическим периодом для развития речи.

Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мать рано приучала ребенка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела». Дотрагиваясь до тех или иных органов, мать называла их, весело приговаривая:

Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки-булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки-булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки – Коринки…
и т.д.

Таким образом, колыбельные, пестушки, потешки комплексно и разнонаправленно воздействовали на ребенка, формировали его восприятие и память. Они не только способствовали его физическому развитию, но и создавали предпосылки для познания мира.

Пестушки и потешки

Когда ребенок гулит или аукает, приговаривают:
Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!

* * *
Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

* * *
Когда ребенок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек
На первый годочек!

* * *
Когда ребенок учится ходить:
— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

* * *
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

* * *
Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то-от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички.
Один ершок-
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

* * *
Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

* * *
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,-
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.

* * *
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам-
Да бух!

* * *
Ребенка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

* * *
Ребенка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,-
На головушки и сели.

* * *
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка и припевают:
Идет коза рогатая,
Идет коза богатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.

* * *
Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:
— Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
— Что ели? – Кашку.
— Что пили? – Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,-
Шу-у-у – полетели,
На головку сели.

* * *
Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала.

* * *
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки

* * *
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

* * *
Разводя ручки в стороны и затем, быстро положив на голову, говорят:
Шу-у-у, полетели-
На головку сели.

* * *
Перебирают по очереди пальчики ребенка и приговаривают:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

* * *
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! – говорят.
—  Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка