Оборудование: предметные картинки на звук [Ш], пособие «Веселый поезд»,ИКТ: компьютерная презентация «Один – много», массажный мяч «Суд-жок».
Лексический материал: машинист, транспорт, шина, погремушка, неваляшка.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент: Дети здороваются с гостями
1. Психогимнастика
Учитель – логопед: Ребята давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся
друг другу.
Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они
добрались до нашего детского сада.
— Мы сегодня на занятии будем путешествовать на разных видах транспорта.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Учитель – логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно, произносить звук Ш.
2. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам:
Учитель – логопед: Давайте вспомним, как нужно правильно произносить звук Ш. Возьмите зеркала поставьте перед собой.
— Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]?
— Язычок, где находится: верху или внизу
— Какой воздух выходит когда произносим звук Ш
3. Артикуляционная гимнастика для языка
Упражнение «Иголка»
А по железной дороге мчатся поезда:
Упражнение «Вкусное варенье»
Спешат поезда от одной станции к другой.
Туда – сюда, туда – сюда.
Упражнение «Часики»
Самосвал высыпает груз
Упражнение «Качели»
Ребята положите зеркала на место.
4. Массаж пальцев рук с помощью Су-джока. Мы проведём массаж пальцев рук с помощью массажного мячика Су-джока, чётко проговаривая чистоговорки на звук Ш
5. Упражнение на развитие дыхания “Лопнула шина”
Учитель – логопед: Ребята, у нас небольшая неприятность. Мы прокололи шину.Давайте мы проведём упражнение и покажем, как выходит воздух из шины? Набираем воздух плавно и медленно выдыхаем, на выдохе произносим звук Ш-Ш-Ш.
6. Упражнение «Отбери игрушки со звуком Ш »
Учитель – логопед: Как называется машина, который возит груз?
Это грузовая машина.
Учитель – логопед: Вам нужно в грузовую машину положить игрушки
со звуком Ш. Вы выбираете игрушку со звуком Ш и прикрепляете к кузову машины.
7. Физминутка «Машина»
Учитель – логопед: Ребята послушайте звук, какого транспорта вы слышите? (Звучит звук поезда)
Учитель – логопед: Правильно . Сейчас мы отправимся в путешествие на поезде.
8. Игра «Веселый поезд». Определение позиции звука [ш] в словах.
Учитель – логопед: — Ребята посмотрите, что вы видите на столе. Сейчас вы рассадите картинки по вагонам.
— В первый вагон положите картинки, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором вагоне – в середине,в третьем вагоне – в конце слова.
9. Отгадывание загадки. (Автобус)
10. Компьютерная презентация
Игра «Один – много»
Логопед: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Один – много». Вы должны назвать картину во множественном числе.
11. Гимнастика для глаз «Автобус». Ребята мы поедем на автобусе и проведём гимнастику для глаз.
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим вправо, глядим влево
А автобус нас везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
Дети возвращаются и садятся на стульчики.
III. Итог занятия.
— Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
— Звук Ш
— Назовите любые слова на звук Ш.
-Ребята, на каком транспорте мы сегодня путешествовали?
-Правильно на машине, поезде, автобусе.Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними. Аминова Р.Б. учитель-логопед, МДОБУ д/с