Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ТНР (ОНР) .
Задачи : Коррекционно-образовательные цели
- Познакомить детей с буквой А
- закрепить ранее изученную гласную букву У;
- Учить четко произносить звуки и сопоставлять буквы А и У;
- Составление из букв а, у по следам звуко – буквенного анализа слов ау, уа;
- упражнять детей в печатании буквы А.а; 6)Обучать правильно работать с кассами.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие целенаправленных движений кисти руки, на основе упражнения направленного на написание буквы;
- развитие звонкости и силы голоса;
- развитие длительного выдоха;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать правильную посадку на рабочем месте;
- воспитывать аккуратность в обращении с раздаточным материалом (кассы, буквы)
- воспитывать доброжелательность, ответственность.
Оборудование: Шкатулка с буквами – «Волшебный сундучок», игрушка – Сова, алфавит, буквы У,у, А,а для вывешивания на доску, кассы, прописи.
Ход занятия:
1. Организационный момент (дети сидят на ковре)
Элементы психогимнастики «Хорошее настроение». Давайте улыбнемся друг другу, посмотрите какие вы все красивые. У нас хорошее настроение.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
Упражнение на развитие силы голоса «Тихо-громко» (УууууУУУУуу)
2. Основная часть занятия. Изучение нового материала.
Сказка «Спор букв из шкатулки»
Логопед: Сегодня я пришла рано в детский сад. Никого в группе не было. Раздеваюсь и слышу шум. Испугалась, потихоньку открываю дверь и вижу – все буквы вылезли из коробки и громко спорят: «Почему это А самая первая буква алфавита?»
Долой самозванку А! — кричала буква Б.
Что же это делается? – шипела буква Ш. Буква, с которой начинаются слова Ангина и Акула, стоит во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
Все правильно не громко говорила Р. – Ведь не даром самые вкусные вещи: арбуз, апельсин, абрикос, ананас начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я:
Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?
А потому, — сказала до сих пор молчаливая А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
Это же какое такое слово? – не унималась Я.
Агу, — сказала А, — и кроме того А похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике.
А всем известно, что адмирал, должен быть всегда впереди!
В это время я нечаянно пошевелилась , и все буквы моментально спрятались в коробку, и наступила тишина. Мне очень всё это понравилось и я решила рассказать вам эту историю.
Вы ведь, наверное, не знаете, что все буквы, которые живут в этой коробке составляют алфавит нашего русского языка. Букв в алфавите очень много – 33 буквы.
Логопед показывает алфавит, просит детей рассмотреть его.
Логопед:
А – начало алфавита, тем она и знаменита.
А узнать её легко: ноги ставит широко,
Два столба наискосок, а между ними – поясок.
Логопед: Посмотрите, кто найдет здесь букву А? А кому, какая понравилась еще буква и почему?
Логопед дает установку сесть за столы.
Знакомство с буквой А.
Логопед просит кого-либо из детей достать из волшебного сундучка букву «А, а» и выставляет буквы на доску.
Упражнение «На что похожа буква А,а»
Ход: Логопед: Как вы думаете, на что похожа А? а?
Дети: На мостик, на лесенку, на крышу и т.д. На воробышка
Логопед читает стихотворения:
Буква А, как крыша очень высока,
Выросла крыша под облака.(А)
***
Крылышки, головка
По строчке скачет ловко. (а)
***
Всем известно буква А-буква очень славная
Да к тому же буква А в алфавите главная
Очень любят эту букву и Андрей и Анечка
Палка так и палка так в середине палочка!
Логопед: Дети почему Андрей и Аня любят букву А?
Да, потому что – это их буква с буквы А начинаются их имена.
Дети посмотрите вокруг (за ранее подобраны игрушки, картинки) и назовите слова, предметы названия которых мы напишем с буквы А. /аквариум, автобус, астры, альбом, апельсин, ананас, арфа, абрикос/
Упражнение в написании буквы А в воздухе, обводке по трафарету.
Ход: Логопед просит детей написать буквы «А, а» пальчиком в воздухе, затем обвести по трафарету.
3. Закрепление изученного: Просмотр DVD «Уроки тётушки Совы»
Игра-упражнение «Доскажи словечко»
Работа с кассами.
Каждому ребенку раздается касса. Логопед проводит беседу об аккуратном и бережном обращении с кассами и буквами.
Логопед просит детей открыть кассы и посмотреть, какая буква появилась. Просит запомнить ее домик (ячейку). Логопед просит детей перечислить буквы, которые есть в кассах.
Печатанье буквы А, а.
3. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Белоножко Е.А.учитель-логопед, ЧДОУ Детский сад №75 ОАО «РЖД» г. Орел.