В нашем мире правят деньги и хотим мы того или нет, нашим детям придется научиться обращаться с ними правильно.
К сожалению, зачастую родители учат детей делать так, как они говорят, а не как делают сами. Так какие же принципы следует усвоить будущему потребителю?
Наверняка многие из вас избегают появляться в магазинах в обществе ребенка. Потому что стоит только зайти, и начинается нытье «Мам, купи мне это и вот это и вон то». На самом деле ребенку просто больше некуда деваться – он не располагает средствами, поэтому все, что ему остается – это закатывать истерики.
Схема проста: заплакал – получил машинку, поныл – получил леденец.
Между тем, решение этой проблемы очень простое: выдайте ребенку карманные деньги и при каждой его просьбе предлагайте купить на них то, что хочет ребенок. Вы удивитесь, но на самом деле большинство тех вещей, которые просит малыш, ему не нужны, ведь ему придется покупать их самостоятельно.
Вторым способом избежать проблем в магазине является список желаний вашего малыша. Если ребенок захотел что-то получить, пусть внесет это в свой список. Когда он станет чуть старше, ему будет очень интересно взглянуть на этот список. Также он пригодится родственникам, которые постоянно спрашивают, что подарить ребенку на праздник.
Будьте примером для своего ребенка.
Если мама каждую неделю покупает себе новое платье, то чем дочка хуже? Перестаньте травить душу ребенка, ведь когда у него на глазах происходит расхождение слов с делом, он воспринимает ваше «Нет!» как проявление вашей личной власти над ним.
Если ребенок жалуется, что вы даете ему мало карманных денег и аргументирует это тем, что его друзьям дают больше, проведите ему финансовый ликбез. Объясните, что все семьи разные, и что сейчас вы не можете себе позволить давать ему больше. При этом не нужно стыдиться того, что у вас небольшие доходы, иначе ребенок тоже начнет испытывать чувство стыда за семью.
Количество карманных денег должно развивать независимость ребенка и соотносится с его тратами. Проще всего рассчитать бюджет ребенка на основе вашего бюджета – передать ему некоторые расходы на себя, которые он может совершать сам. Причем с увеличением возраста ребенка должен расти и его бюджет.
Рассмотрим это на примере.
Когда Миша пошел в школу, мама решила, что он теперь сам способен покупать себе канцелярские товары, оплачивать обеды и проезд. Так же мама оставила ему траты на развлечения. При этом каждая статья бюджета была расписана, и если Миша тратил деньги не в соответствии с бюджетом, в следующем месяце деньги урезались.
Миша взрослел, и взрослел его бюджет. К 15 годам мальчик научился обращаться с деньгами правильно, поэтому было решено, что все повседневные расходы, включая одежду и оплату интернета, Миша возьмет на себя.
Если ему хотелось что-то купить сверх бюджета, ему приходилось самостоятельно зарабатывать на это. Таким образом, в семье был реализован принцип «и волк сыты, и овцы целы». Миша получал столько денег, сколько ему было нужно, а родителям не приходилось идти на лишние траты.
Со временем дети начинают узнавать, откуда берутся деньги. Они начинают ценить то, что покупает мама или папа, понимают стремление родителей посещать распродажи. Ребенок уже не будет стыдиться того, что его семья имеет средний доход.
Если начать учить ребенка основам денежных отношений с раннего детства – с тех самых пор, когда он начинает просить купить ему то-то и то-то – к совершеннолетию вы получите грамотного человека, который умеет планировать, экономить и который стремится улучшить свое материальное состояние.
Согласитесь, в современном мире эти качества определяют экономическую адаптацию человека.