Тема: Звукобуквенный анализ. Птицы осенью.
Цели:
- Отрабатывать умение выделять в слове первый звук, последний звук, определять количество и последовательность звуков в слове; закрепить знания о гласных и согласных звуках; повторить правило написания предложения с помощью схем.
- Развивать слуховое восприятие; умение ориентироваться на плоскости; развивать мелкую и артикуляционную моторику; обогащать словарный запас по теме «Птицы», закрепить знания о жизни птиц в осеннее время года.
- Воспитывать любовь к природе родного края, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: картинки птиц; картинки подушечки и камешка; цветные квадраты , разделенные на четыре сектора и крышечка – птичка; рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
Начнем наше занятие с красивого стихотворения, из которого вы узнаете тему нашего занятия. (Слайд 2) Послушайте стихотворение.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет в дали.
О каком времени года это стихотворение? Какие осенние приметы вы услышали? О каких птицах говорилось в стихотворении?
Итак, сегодня мы вспомним и узнаем много нового из жизни птиц нашего края в осеннее время.
3. Игра «Сколько птиц в стае?»
Посмотрите на картинки и назовите птиц по порядку (грач, журавль, скворец, ласточка). (Слайд 3)
А теперь подумайте и скажите, можно ли зимой увидеть этих птиц в наших краях? Почему? Кто знает, почему птицы улетают в теплые края?
Верно, птицам в это время года не хватает корма, а голодные птички не смогут перенести морозов, поэтому они собираются в стаи и дружно отправляются в сложный и долгий перелет. Таких птиц называют перелетные. А мы сейчас посчитаем, сколько же птиц собралось в наших стаях. (Слайд 4)
Кто сам сможет посчитать всех грачей в стае по порядку? (Один грач, два грача,…, четыре грача.) А ласточек мы посчитаем вместе.(Одна ласточка, ……, шесть ласточек.)
А теперь откройте тетрадь и посмотрите, какая птичка залетела на прощание перед отлетом в вашу тетрадь? (ласточка) Заштрихуйте ее синим карандашом сверху вниз.
А теперь посчитайте, сколько в слове слогов. Почему? (Слайд 5) Произнесем слово и назовите все гласные по порядку. В тетради в схеме слова вписываем гласные буквы. Почему они гласные? Что они придают согласным? Какую гласную вы еще знаете, которая придает твердость? А какая мягкость? Прочитайте следующее слово. Назовите гласные. Определите количество слогов. (грач)
Читаем следующее слово. (журавль) Назовите гласные и количество слогов.
А эта птичка нам поможет отдохнуть. Отгадайте загадку.(Слайд 6) (лебедь)
4. Физминутка.
Мы сейчас представим, что мы лебеди и красиво и точно выполним движения.
Лебеди летят, крыльями машут,
Склонились над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
5. Игра «Камешек-подушечка».
Но не все птицы улетают на юг, некоторые остаются зимовать. Они называются зимующие. Этих птиц вы не раз наблюдали на улицах города и слышали, как они весело общаются между собой. Угадайте птичку по голосу. (Слайд 7)
Посмотрите на картинку. Верно, это ворона. Назовите первый звук в слове. Какой это звук? Почему согласный? Давайте расскажем об этих звуках. Приготовьте карточки «камешек и подушечку». Что обозначают эти картинки? (камешек – твердый согласный, подушечка – мягкий согласный). Назовите все согласные звуки в слове ворона и покажите соответствующую картинку. (Аналогично проводится работа со словами воробей, синица и сорока.) (Слайды 8, 9, 10)
А сейчас еще раз вспомним как птички подают голос. Закончите мои предложения. (Слайд 11)
Ворона каркает.
Воробей чирикает.
Синица тинькает.
Сорока стрекочет.
Сколько мы составили предложений? Сколько слов в каждом предложении? Как определяем границы предложения? Запишите в тетрадь только 1 и 3 предложения. Выделите все согласные.
В зимнее время птицам приходится нелегко и они весь день проводят в поисках корма. Как люди заботятся о птицах? (Слайд 12)
А чем можно подкармливать птиц? (Слайд 13)
6. Игра «Птичка летит».
Чтобы наши птички не замерзли им надо полетать, а мы им поможем. Возьмите квадрат и крышечку-птичку и летим по моему направлению. Верхний левый, нижний правый и т.д.
7. Игра «Угадай-ка».
Но не всем птичкам, которые остаются зимовать приходится так тяжело. О некоторых птицах постоянно заботится человек, для них он строит специальные помещения-птичники и кормит весь год.
Отгадайте их.
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица) (Слайд 14)
Удивительный ребенок,
Только вырос из пеленок, сразу плавать и нырять,
Как его родная мать. (утка)(Слайд 15)
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (гусь) (Слайд 16)
Как же называется эта группа птиц? (домашние)
А сейчас поиграем в игру « Взрослые и детки». (Слайд 17)
Читаем первое предложение и доскажите словечко.
У курицы цыпленок.
У утки утенок.
У гусыни гусенок.
И с этим заданием вы замечательно справились.
7. Игра «Составь слово».
Чтобы узнать задуманное слово, надо правильно и точно посчитать звуки в следующих словах.
Запишите первую букву в слове ПЕТУХ. Запишите вторую букву в слове УТЕНОК. Следующая буква спряталась в слове КУРИЦА, она четвертая. Запишите первую букву в слове ЦЫПЛЕНОК. И последняя буква стоит четвертая в слове ГУСЫНЯ.
Это слово ПТИЦЫ.
8. Итог. Что нового вы узнали на уроке? Какие перелетные птицы? Назовите зимующих птиц . Каких запомнили домашних? Как ребята мы можем помочь птицам в осеннее и зимнее время? Какую пользу приносят птицы? Молодцы! Донскова Н. В. Учитель-логопед, МАОУ МСОШ №16 г. Миасс