Костина М.П., учитель- дефектолог, ГУ “Общеобразовательная школа №14” г.Темиртау. Список используемой литературы: Т.Л. Мишакина: “Портфолио учителя начальной школы”. Скачать материалы портфолио
По выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, “школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу. Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.
Задачей школы, в которой есть классы коррекционного обучения, является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования и самопознания личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио. Это слово в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
Первый тип портфолио — это “папка достижений” направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года).
Третий тип — исследовательский.
Четвертый тип портфолио – тематический.
В своей работе использую второй тип портфолио – рефлексивное.
В понятие “рефлексивное портфолио” вкладывается следующее значение:
- Целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают их усилия, развитие и достижения.
- Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения
- Это средство самоорганизации и саморазвития и самопознания личности.
Основной смысл портфолио учащихся класса КРО – “показать все, на что ты способен”. Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.
Т.к, дети с ЗПР отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, стойкими нарушениями познавательной деятельности, слабой заинтересованностью в оценке своей деятельности, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, ограниченным запасом общих сведений об окружающем мире, а недоразвитие личности ребенка проявляется, прежде всего, в отсутствии навыка самоконтроля и самоуправления, то в реализации идеи портфолио ставлю перед собой следующие цели:
- Повышение образовательной активности учащихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей, практическое применение приобретенных знаний и умений через представление отчета по процессу образования, его результатов.
- Создание условий, позволяющих учитывать результаты, достигнутых учеником в разнообразных формах и видах деятельности.
- Обеспечение истинного индивидуализированного оценивания образовательных достижений обучающегося.
Реализация целей использования портфолио в классе КРО обеспечивается решением следующих задач:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- Формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Портфолио учащегося класса КРО должно выполнять следующие функции:
- Диагностическая — фиксирует изменения, и рост за определенный период времени.
- Целеполагания – поддерживает учебные цели.
- Мотивационная – поощряет результаты учащихся и родителей.
- Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.
- Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса от года к году.
Содержание портфолио
В педагогической литературе портфолио определяется как коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.
Портфолио учащихся классов коррекционного обучения предполагает сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он умеет и знает, т.е. осуществление принципов позитивной педагогики.
Портфолио учеников классов КРО – это совместная работа учителя и учеников. С моей точки зрения необходимо учить детей грамотно оценивать свою работу, тот уровень, на котором она выполнена.Если во втором классе мы собирали все выполненные работы, то к середине третьего класса ученик должен сам решать, какую работу стоит вложить в портфолио, а какую не стоит, т.е. ребята учатся смотреть на себя со стороны, глазами человека, просматривающего портфолио.
Что это даёт?
В портфолио учащихся 2 дополнительного класса выделяем следующие разделы: “Моя учёба”, “Мои увлечения”, “Мои достижения”.
Раздел “Мои достижения” может быть представлен не только достижениями в сфере учёбы, но, чтобы более полно раскрыть личность ребёнка, демонстрировать успешность и в других областях: области спорта, музыкальной сфере, области изобразительного искусства.
Представляю вашему вниманию портфолио учащихся 2 (дополнительного) класса КРО.
В целях продолжения системной работы над ученическим портфолио, ее углубления, расширения и усложнения, мною разработано новое содержание портфолио, адаптированное возрасту и возможностям учащихся 3кл. КРО.
В условиях массовой школы, дети с ЗПР, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что вызывает негативное отношение к обучению. Задача учителя-дефектолога создать ситуацию успеха в учебно-образовательном процессе. Работа с портфолио не только нужное, но и очень увлекательное занятие. Ребята с удовольствием просматривают портфолио, сравнивают свои работы с работами своих одноклассников и демонстрируют самые удачные из своих. Для них это стимул для дальнейшего роста, мотивация к успеху, дальнейшему саморазвитию и самоорганизации личности.
Тот , кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми, т.к. портфолио — целенаправленная систематическая работа учащихся с ЗПР, которая наглядно демонстрирует их усилия, прогресс, достижения.