Цели занятия:
- Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей.
- Закрепить умение различать и четко артикулировать звуки А, У, О, И.
- Учить отгадывать загадки.
- Совершенствовать фонематический слух, учить подбирать картинки на заданный звук, определять место звука в слове; закрепить понятие «гласный звук».
- Совершенствовать навыки слогового и звуко-буквенного анализа.
- Учить составлять предложение и выполнять его анализ.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: игрушка Карлсон, «сказочная поляна», предметные картинки, звуковой домик, схемы слова и предложения, пеналы, красный карандаш, «банка» с секретом.
Ход занятия:
Организационный момент. Сядут девочки красавицы, сядут мальчики богатыри.
Введение в тему.
Л: Нас окружает много разных предметов и, называя их, мы произносим слова. Наши слова звучат, т.к. они состоят из звуков. А какие бывают звуки?
Д: Гласные и согласные.
Л: Сегодня мы поиграем с гласными звуками (характеристика).
Л: У нас на занятии необычный гость. Отгадайте кто это?
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (КАРЛСОН)
Л: Вам нравится этот сказочный герой?
Д: Он веселый, озорной, смешной, любит баловаться…
Л: Нам баловаться некогда, мы будем к школе готовиться. Делу время, а потехе час.
К: Я вам принес конверт с заданиями, хочу посмотреть какие вы умные.
1. «Сказочная поляна».
На поляне нарисованы четыре домика с красными крышами и пустыми окошками.
Л: Ребята, отгадайте загадки:
Шланг пожарный вместо носа, Землю пробуравил,
Всех зверей сильнее он. Корешок оставил,
«Это кто?» — ребята спросят Сам на свет явился,
И ответят сами: ( …СЛОН). Шапочкой накрылся. (ГРИБ)
Сидит баба на грядках, Его держу за поводок,
Вся в заплатках, Хотя он вовсе не щенок.
Кто заплатку оторвет, А он сорвался с поводка
Тот заплачет и уйдет. (ЛУК) И улетел под облака(ВОЗДУШНЫЙ ШАР)
Л: Ты слова повтори,
Гласный звук в них назови.
Д: Слон, гриб, лук, шар.
Л: Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
Впишите в домики около предметов нужную гласную букву.
К: Ребята, я очень люблю летать по комнате то вверх, то вниз, то под стол залечу, то на шкаф сяду. Вот Вам следующее задание.
2. «Волшебное панно».
Л: Открой нужную картинку (в правом верхнем углу, слева от…)- рак, замок, курица, лиса, улица, дом.
Со словами мы играем,
Части слова мы считаем.
Слоговой и звуко-буквенный анализ слова УЛИЦА.
3. Игра «Составь предложение» со словом УЛИЦА (анализ).
4. Физ. минутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
5. Игра «Эхо».
Л: Представьте, что мы гуляем по лесу, вдыхаем, бодрящий, осенний воздух.
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «АУ!»
Никто не откликается, лишь эхо отзывается.
Л: Ребята, давайте научим Карлсона выполнять звуковой анализ «АУ».
6. Игра «Волшебники» — используются символы гласных звуков, под символами выкладываются буквы из спичек.
Звуковой анализ «АУ», превращения АУ-УА-ИА-АИ-АУ.
7. Пальчиковая гимнастика. Пальцы врозь, на бочок и зажали в кулачок. ( правая – левая рука, название пальцев)
Л: Карлсон очень многому научился на нашем занятии и решил Вас угостить «баночкой» варенья.
8. Игра «Гостинец». На банке написано название варенья: ОУИАОАУИОУАОИАУОУИААОАУ
Обвести в кружок «АУ».
Итог. Макарова Л.В. учитель-логопед, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 38