23.05.2014      861      0
 

Подгрупповое логопедическое занятие “Путешествие в историю народной игрушки”

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки; Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь….


Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;
  2. Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.
  3. Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Ход занятия

1.Введение в тему занятия.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

-Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них.

2.Содержание занятия.

-Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить? (Погремушки)

-Давно- давным тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными. (Показать кусок глины)

-Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины)

-А как вы считаете, почему она так называется? (Потому что гремит)

-Правильно. Внутрь этой погремушки насыпались мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум.

-А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры.

Игра “Закончи предложение”

У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки)

Я играю (чем?)… погремушкой

Я положила…(погремушку)

-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы)

-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

-Давайте назовем ласково части тела куклы. (Головка, ручки)

-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка)

-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице)

-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.

-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков)

-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.

-Давайте мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная)

-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук)

-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.

-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки)

-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая)

Игра “Сочиним стихотворение про куклу”

Бабушка мне сшила …(куклу)
Яркую, нарядную.
Целый день играю с …(куклой)
Холю ненаглядную.

Рассказала всем о …(кукле),
Хвасталась девчонкам.
Имя выбрала для …(куклы) –
Назвала Аленкой!

-Ребята, а это свистулька. На кого она похожа? (Это птичка)

-Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная)

-А как вы считаете, почему она называется “свистулькой”? (Потому что свистит)

Игра “Договори словечко”

-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.

Физминутка

-Ребята, а это что за игрушка?

-Да, это лошадь. Она сделана из глины.

-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)

-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая)

-А жеребенок? (Жеребенок легче)

-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше)

-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.

-Посмотрите на эту игрушку, это кто? (Собака)

-Как называется детеныш собаки ? (Щенок)

-Ребята, какие бывают собаки? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие )

-А это кукла из коры березы.
-Ры-ры-ры- это кукла из коры.
-Чек-чек-чек- из коры платочек.
-Ша-ша-ша- наша кукла хороша.

А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая)

-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый)

-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький)

-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются “самоделки”?

-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?

-Спасибо, ребята! Вы – молодцы! Климович В.В., учитель-логопед д/с “Солнышко” п.Магдагачи, Амурской области.