23.04.2012      1118      0
 

Взаимодействие в коррекционно–речевой работе учителя–логопеда и учителя начальных классов.

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников. Если не устранить их своевременно, они могут…


Взаимодействие в коррекционно–речевой работе учителя–логопеда и учителя начальных классов.

Взаимодействие в коррекционно–речевой работе учителя–логопеда и учителя начальных классов.

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешает развитию природных способностей и интеллекта. Трудности при усвоении школьной программы испытывают многие дети. Особенно часты нарушения, как в письменной, так и в устной речи /у детей с НВОНР, ОНР 3 уровня, ФФН и минимальными дизартрическими нарушениями.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи, детского сада и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями еще в детском саду имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. К сожалению, в школах нашего района нет логопедов, поэтому ознакомление учителей со специальными методами и приемами, коррекция устной и письменной речи, а также их обогащение психофизическими знаниями об индивидуальных особенностях ребенка может осуществляться на малых педсоветах, в индивидуальных беседах логопеда с учителем, на консультациях с учителем. Поэтому, когда меня просят поделиться своим опытом с такими детьми, я с охотой посещаю школы и помогаю учителям начальной школы.

Традиционными формами этой работы являются выступления на педагогических советах, методических объединениях. Кроме того, провожу лектории для учителей, индивидуальные консультации, предлагаю обзоры литературы по данной теме.

Просматривая тетради школьников, я обнаружила ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей, обучающихся в начальной школе. Беседуя с учителями, я поняла, что не все учителя понимают, какие ошибки являются специфическими, а какие орфографическими. Дисграфия это или нет? И как преодолеть все трудности.

Таким образом, одна из моих задач – четко разграничить для учителя специфические и орфографические ошибки.

Типология специфических ошибок на письме.

1. О ш и б к и на уровне буквы и слога

Ошибки звукового анализа:

  • пропуски /зимука – зимушка, похлодало — похолодало/
  • перестановки /снежным корвом/
  • вставки /декабарь – декабрь, девочонки – девчонки

Ошибки фонематического восприятия:

  • смешение букв по акустико – артикуляционному сходству /дедошка, вертолот, тавно , фисит, вонарь/

Смешение букв по кинетическому сходству / тетродь, рыдоловы,габота/

Персеверация / застревание/:

  • в пределах слова / магазим, на нашиме/
  • в пределах словосочетания / У молодого майца.
  • в пределах предложения /Аня посадила арис. Кактус у Кани./

Антиципация / упреждение, предвосхищение/

  • в пределах слова / деверья, родмыми/
  • в пределах словосочетания, предложения / жухчат ручейки, жалоб

2. О ш и б к и на уровне слова

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку /ваквариуме, на ступила, в зяла, подороге./.

Контаминации / стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима/

Нарушение функции словообразования / ледик, ногища, лисовый хвост

3. О ш и б к и на уровне предложения. Отсутствие обозначения границ предложений /заглавных букв, точек/

Аграмматизмы – нарушение связи слов в предложении / на ветки деревьях, упал с санки, большой самосвала, я буду сделаю. Дети собирает цветы.

Вывод: с помощью такой дифференциации ошибок учитель начальных классов сам может выявить детей, требующих логопедической помощи.

Однако: необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.

Была предложена анкета для учителей начальных классов.

Анкета для учителей начальных классов.

Фамилия, имя, отчество учителя:

Стаж работы:

Класс:

Русский язык / по какой программе – учебнику работаете/:

Чтение / по какой программе – учебнику работаете:

1. Какие дети, по вашему мнению, нуждаются в помощи логопеда?

2. С какими ошибками письменной речи вы посоветуете ребенку обратиться к логопеду?

3. Допускают ли дети Вашего класса специфические ошибки / не регламентируемые правилами орфографии/ при списывании, письме под диктовку?

4. По какой причине, по вашему мнению, дети допускают специфические ошибки в письменной речи?

5. Как вы оцениваете работу ребенка, в которой присутствуют специфические ошибки?

6. Как вы помогаете такому ученику?

7. Что советуете родителям?

8. Оцените результативность Вашей помощи такому ученику.

9. Кто из ваших учеников, по вашему мнению, нуждается в помощи логопеда? Спасибо за ответы. Логопед Воронина Раиса Васильевна

Это анкетирование помогло планировать работу по взаимодействию логопеда и учителей начальных классов.

Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне. Дети знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования звуков речи, познают взаимосвязь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.

Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство /л-м, п-т, и-ш, и-щ, ц-щ, б-д, в – д, у –ч, г-р/.

Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство / в первую очередь гласных первого и второго ряда/. Дети знакомятся с обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда / е, е, ю, я, и / и мягкого знака.

Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне. Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, устраивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально- префиксальным, учатся подбирать родственные слова.

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне. Третий этап начинается с работы над предложением. У детей формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, они учатся правильно согласовывать различные части речи. Немаловажное значение отводится работе с предлогами. На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.

Итоговый контроль включает следующие проверочные работы: слуховые диктанты, письмо по памяти, списывание с печатного и рукописного текстов, грамматические задания по изученным темам. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Воронина Р.В., учитель-логопед, МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР – д/с “Березка”, Ступинский район Московской области.