1. Общение.
— При общении с ребёнком выработайте партнёрские отношения, используйте повествовательно-вопросительную форму общения.
— Сделайте свои интонации разнообразными, эмоционально выразительными.
— Обращайтесь к ребёнку по имени.
— Обращаясь к ребёнку, давайте ему время для обдумывания возможного ответа.
— Лучший способ общения-«лицо-к лицу», чтобы ребёнок следил за движениями губ, мимикой.
— Сопровождайте словами всё, что делаете.
— Поощряйте произнесение ребёнком новых звуков,слов.
— Больше играйте с ребёнком, используя игрушки, игры, подражания.
— Называя предметы, обязательно показывайте их ребёнку.
— Поощряйте ребёнка к выполнению просьб.
— Побуждайте ребёнка к речевому способу выражения; не потакайте его желаниям.
— Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка.
— Задавайте ребёнку вопросы в альтернативной форме(«Тебе сок или молоко?»).
В разговоре с ребёнком используйте простые слова и фразы.
— Произносите слова чётко, не «сюсюкайте».
— Не наказывайте ребёнка за отказ от речи.
— Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Мелкая моторика
Развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи и мышлением, поэтому:
— С раннего возраста выполняйте массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки головного мозга.
— Выполняйте простые пальчиковые упражнения, сопровождаемые стихотворными текстами(например «Сорока», «Этот пальчик-дедушка», «Ладушки»…)
— Приобретите в магазине книгу из цикла»Развиваем пальчики-учимся говорить», в которой задания даются системой и с усложнением.
-Не забывайте о навыках самообслуживания(застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков..)
— Катайте пальчиками камешки, мелкие бусины, шарики, рвите бумагу на мелкие кусочки, разминайте тесто, пластилин.
— Двумя пальцами(указательным и средним) «ходите по столу», сначала медленно, потом-быстро(вперёд, назад, левой, правой руками).
Барабаньте всеми пальцами обеих рук по столу.
— Машите в воздухе только пальцами.
— Хлопайте в ладоши тихо и громко в разных темпах.
— Нанизывайте крупные пуговицы, шарики, бусины на нитку.
— Завязывайте узлы на верёвке,шнуре.
— Играйте с конструктором, мозаикой, кубиками.
— Складывайте матрёшки.
— Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.
— Складывайте из спичек фигурки, складывайте спички обратно в коробку(по одной).
— Рисуйте на столе каждым пальчиком фигурки(треугольники, палочки, кружочки).
3. Артикуляционная гимнастика и мимическая мускулатура.
— Готовьте артикуляционный аппарат ребёнка к произношению звуков различной степени сложности.
— Научите ребёнка широко открывать рот и показывать язык.
— Ежедневно выполняйте с ребёнком упражнения перед зеркалом:
Покусайте язычок по всей длине зубками.
«Почешем» язычок зубками(по всей длине).
Сделайте язычок широким, узким.
Оближите нижнюю губу, затем верхнюю.
Потяните язык к ушку, потом к другому, ко лбу, к подбородку.
Попытайтесь почистить верхние зубки языком. Потом-нижние.
«Иголочка».
«Горка».
«Часики».
Языком поколоть щёчку, катать шарики».
«Лакомка» — вылизывать в разных направлениях блюдце, пиалу.
«Заборчик».
«Лошадки».
«Индюки».
— Приобретите а магазине книгу «Артикуляционная гимнастика».
Для развития мимической мускулатуры используйте упражнения:
Поднимите брови вверх(удивление)
Нахмурьте брови(сердимся)
Прищурьте один глаз, потом другой, потом попеременно.
Надувайте щёки(хомячок).
Втягивайте щёки(худышка).
Вытягивайте губы(слоник) и т.д.
Полезно «кривляться» перед зеркалом, изображая различных животных(акула, жираф,обезьяна..)
Можно выполнять простой массаж по типу лицевого.
4. Дыхание.
— Увеличивайте объём дыхания ребёнка.
— Купите мыльные пузыри, свистки, шарики, дудочки.
— Можно задувать свечи, дуть на «горячий чай», и т.д.
— Пропевайте с ребёнком гласные звуки: А, О, У, И, Э(с ударением и без).
— Не забывайте, что главной задачей этого этапа есть пополнение словарного запаса.
— Не сравнивайте своего ребёнка с другими, а отмечайте его сегодняшние успехи по сравнению со вчерашним днём. Заведите тетрадку,в которой будете отмечать новые слова, новые звуки, фразы, новые интересы и т.д.
-Усвоение грамматических норм, правильное звукопроизношение, развитие связной речи — длительный многоэтапный процесс.
-Оцените динамику речевого развития ребёнка через полгода. Загоруйко Н. логопед, детская поликлиника №1