02.04.2016      1213      0
 

Рекомендации для родителей по развитию речи детей от года до трёх

1. Общение. — При общении с ребёнком выработайте партнёрские отношения, используйте повествовательно-вопросительную форму общения. —…


1. Общение.

— При общении с ребёнком выработайте партнёрские отношения, используйте повествовательно-вопросительную форму общения.

— Сделайте свои интонации разнообразными, эмоционально выразительными.

— Обращайтесь к ребёнку по имени.

— Обращаясь к ребёнку, давайте ему время для обдумывания возможного ответа.

— Лучший способ общения-«лицо-к лицу», чтобы ребёнок следил за движениями губ, мимикой.

— Сопровождайте словами всё, что делаете.

— Поощряйте произнесение ребёнком новых звуков,слов.

— Больше играйте с ребёнком, используя игрушки, игры, подражания.

— Называя предметы, обязательно показывайте их ребёнку.

— Поощряйте ребёнка к выполнению просьб.

— Побуждайте ребёнка к речевому способу выражения; не потакайте его желаниям.

— Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка.

— Задавайте ребёнку вопросы в альтернативной форме(«Тебе сок или молоко?»).

В разговоре с ребёнком используйте простые слова и фразы.

— Произносите слова чётко, не «сюсюкайте».

— Не наказывайте ребёнка за отказ от речи.

— Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Мелкая моторика

Развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи и мышлением, поэтому:

— С раннего возраста выполняйте массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки головного мозга.

— Выполняйте простые пальчиковые упражнения, сопровождаемые стихотворными текстами(например «Сорока», «Этот пальчик-дедушка», «Ладушки»…)

— Приобретите в магазине книгу из цикла»Развиваем пальчики-учимся говорить», в которой задания даются системой и с усложнением.

-Не забывайте о навыках самообслуживания(застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков..)

— Катайте пальчиками камешки, мелкие бусины, шарики, рвите бумагу на мелкие кусочки, разминайте тесто, пластилин.

— Двумя пальцами(указательным и средним) «ходите по столу», сначала медленно, потом-быстро(вперёд, назад, левой, правой руками).

Барабаньте всеми пальцами обеих рук по столу.

— Машите в воздухе только пальцами.

— Хлопайте в ладоши тихо и громко в разных темпах.

— Нанизывайте крупные пуговицы, шарики, бусины на нитку.

— Завязывайте узлы на верёвке,шнуре.

— Играйте с конструктором, мозаикой, кубиками.

— Складывайте матрёшки.

— Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.

— Складывайте из спичек фигурки, складывайте спички обратно в коробку(по одной).

— Рисуйте на столе каждым пальчиком фигурки(треугольники, палочки, кружочки).

3. Артикуляционная гимнастика и мимическая мускулатура.

— Готовьте артикуляционный аппарат ребёнка к произношению звуков различной степени сложности.

— Научите ребёнка широко открывать рот и показывать язык.

— Ежедневно выполняйте с ребёнком упражнения перед зеркалом:

Покусайте язычок по всей длине зубками.

«Почешем» язычок зубками(по всей длине).

Сделайте язычок широким, узким.

Оближите нижнюю губу, затем верхнюю.

Потяните язык к ушку, потом к другому, ко лбу, к подбородку.

Попытайтесь почистить верхние зубки языком. Потом-нижние.

«Иголочка».

«Горка».

«Часики».

Языком поколоть щёчку, катать шарики».

«Лакомка» — вылизывать в разных направлениях блюдце, пиалу.

«Заборчик».

«Лошадки».

«Индюки».

— Приобретите а магазине книгу «Артикуляционная гимнастика».

Для развития мимической мускулатуры используйте упражнения:

Поднимите брови вверх(удивление)

Нахмурьте брови(сердимся)

Прищурьте один глаз, потом другой, потом попеременно.

Надувайте щёки(хомячок).

Втягивайте щёки(худышка).

Вытягивайте губы(слоник) и т.д.

Полезно «кривляться» перед зеркалом, изображая различных животных(акула, жираф,обезьяна..)

Можно выполнять простой массаж по типу лицевого.

4. Дыхание.

— Увеличивайте объём дыхания ребёнка.

— Купите мыльные пузыри, свистки, шарики, дудочки.

— Можно задувать свечи, дуть на «горячий чай», и т.д.

— Пропевайте с ребёнком гласные звуки: А, О, У, И, Э(с ударением и без).

— Не забывайте, что главной задачей этого этапа есть пополнение словарного запаса.

— Не сравнивайте своего ребёнка с другими, а отмечайте его сегодняшние успехи по сравнению со вчерашним днём. Заведите тетрадку,в которой будете отмечать новые слова, новые звуки, фразы, новые интересы и т.д.

-Усвоение грамматических норм, правильное звукопроизношение, развитие связной речи — длительный многоэтапный процесс.

-Оцените динамику речевого развития ребёнка через полгода. Загоруйко Н. логопед, детская поликлиника №1