Тема: Различение глухих и звонких согласных: Т и Д.
Цель: тренировать детей в различении звонких и глухих согласных Д и Т; учить различать согласные Д и Т в слабой и сильной позиции, упражнять в изменении слабой и сильной позиции с помощью гласных; учить определять место звуков Т и Д в начале, середине и конце слова; развивать связную речь (Т и Д в предложениях, составление предложений по картинке).
Ход занятия:
Логопед: сначала небольшая разминка. Читаем слова и проговариваем вслух.
(закрепление артикуляции звука Р)
пра-пра-пра-право
пра-пра-пра-правда
пра-пра-пра-праздник
пры-пры-пры-прыгать
пры-пры-пры-прыжок
про-про-про-просо
про-про-про-пробка
про-про-про-пропуск
пру-пру-пру-пруд
пру-пру-пру-прудик
пру-пру-пру-пружина
Логопед: Еще раз прочитай последние три слова, пожалуйста.
В слове «пруд» какая буква стоит после «пру-»?
Какой звук обозначает буква Т?
Назови его. Какой звук обозначает буква Д?
Чем похожи эти звуки и чем отличаются?
А что еще можно заметить интересного? Что еще мы можем сказать об этих звуках? (Губы, зубы и язык занимают одинаковое положение.
Я буду называть слова, а вы хлопайте: если услышите Т – хлопаете 1 раз,
если Д – 2 раза. ДУДКА ТАНК ДОЧКА ТОПОЛЬ СТОП КОТ САДЫ
Теперь у себя в тетрадочках нарисуем звуковые схемы (линеечки). Подберите по 3 слова и запишите каждое в правильный столбец. В первый столбик пишем слова, в которых звук Т в начале, во второй – где Т в середине, и в третий – где Т в конце слова.
танк лото квадрат
Таня цветок кашалот
ток фото флот
Толик каталог
талисман
Логопед: Поменяем в наших схемах звук Т на Д и понаблюдаем за звуком Д в начале, в середине и в конце слова. Придумываем и записываем в каждый столбик.
дать города
дом кадет ???
доля пиджак
дорога
Логопед: Посмотрите-ка на третий столбик. Неспроста ни у кого не получилось придумать такие слова. Такого просто не бывает, чтобы звонкий согласный звук Д стоял в конце слова. Он оглушается: пишем букву Д, а слышим звук Т:
Завод вперёд
Такую позицию звука мы называем слабой. И чтобы написать правильную букву, надо позицию усилить. Как это сделать? Как можно себя проверить? Нужно добавить гласный. Гласный звук усиливает слабую позицию согласного.
завоД или завоТ? Проверяем: завоДы
Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте. Отгадайте, о чем речь?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он
идет. (Дождь)
Логопед: Какие слова-действия мы можем подобрать к слову дождь?
(Капает, поливает, моросит).
Логопед: Дождь моросит. Сколько слов в этом предложении? Какое первое, какое второе?
Придумайте своё предложение со словом «дождь».
Логопед: Посмотрите на картинки, составьте предложения с их помощью.
Я бегу под дождём. Зайку намочил дождь.
Итог занятия:
Логопед: На этом мы закончим. Что мы сегодня делали на занятии?
( Обсуждали звуки Д и Т, учились их слушать).
Учились различать звуки Д и Т. А какую особенность мы узнали про звук Д в конце слова?
Мы учились различать слабую и сильную позиции звуков Т и Д. Учились изменять слово так, чтобы слабая позиция стала на сильной. Стрельникова А.Ю. логопед-дефектолог, частная практика.