10.01.2014      678      0
 

Процесс развития речевого общения ребенка

В процессе развития деятельности речевого общения две его стороны являются реально существующими объективными различиями, которые…


Процесс развития речевого общения ребенка

Процесс развития речевого общения ребенка

В процессе развития деятельности речевого общения две его стороны являются реально существующими объективными различиями, которые обеспечивают формирование качественно разных, но взаимно необходимых новообразований: социальных, когнитивных, речевых (лингвистичных). Они указывают на появление потребности, мотивов, ожиданий к тем, кто окружает, что проявляется в общении. Вместе они характеризуют усвоения экспрессивно-мимических средств взаимодействия: контакт глаз, улыбка, жесты, мимика, движения, интонация. Разнообразие, широта и действенность эмоциональных проявлений через указанные невербальные средства характеризуют одновременно овладения ребенком эмоционально-личностной формой общения, где главным объектом внимания является человек со всем богатством эмоций и чувств. Эмоциональные проявления обеспечивают коммуникативную направленность на партнера, а также установку на соответствующую реакцию и использования разнообразных невербальных способов и сознательное употребление контактных средств.

В сфере развития интеллекта коммуникативная направленность обеспечивает постоянное и активное участие всех органов чувств в живом процессе познания окружающего мира и, тем самым, способствует развитию чувственного опыта, нелогичного мышления, совершенствует интуицию и доверие к собственным ощущениям, развивает здравого смысла и обогащает свой опыт познания, формирует интеллект, разум.

Развитие сферы самосознания также определяется степенью широты и глубины коммуникативных отношений, что является основой для формирования представлений о системе “образ Я”, “Я и другие”, “Я в отличие от других”. Развитие оценочных суждений и самооценки, формирование притязаний на признание отражают и закрепляются во взаимодействии с миром как механизмы общения, как регуляторы коммуникативно-речевой деятельности.

Все это позволяет говорить об уникальности и универсальности коммуникативных свойств личности, которые проявляются на различных уровнях системных новообразований, психического развития человека, а также о необходимости целенаправленного формирования коммуникативных качеств, умений и навыков в различных формах общения дошкольников.