20.11.2017      869      0
 

Первые эталоны развития детской речи

С первых дней жизни маленький человек погружается в речевую среду окружающих взрослых, и это есть…


Первые эталоны развития детской речиС первых дней жизни маленький человек погружается в речевую среду окружающих взрослых, и это есть обязательное условие социализации личности. Дальнейшее развитие «человеческого» невозможно без совместной деятельности и общения. Для полноценного речевого и интеллектуального развития речевая среда ребенка должна содержать достаточное количество соответствующих возрасту речевых эталонов.

Речевые эталоны – это универсальные (подходящие для всех) речевые формы, которые позволяют решать задачи общения и взаимодействия на каком-либо уровне. Естественно, что для ребенка в раннем возрасте это будет самый простой уровень; при взрослении и развитии он должен повышаться, а речевые эталоны – усложняться.

Под соответствием речевых эталонов возрасту понимаются:

1. Возрастная доступность;

2. Привлекательность;

3. Возможность многократного повторения (от 76 раз);

4. Возможность сочетания речевых эталонов с тактильными, зрительными, кинестетическими и прочими ощущениями;

5. Присутствие зоны ближайшего развития.

Под возрастной доступностью речевых эталонов подразумеваются функциональные возможности артикуляционного аппарата (короткий, негибкий язык, малый объем легких, слабая воздушная струя и т.д.) и возможности мозговых структур, ограниченные незрелостью и отсутствием всего разнообразия простейших, на взгляд взрослого, умений и навыков.

Привлекательность речевых эталонов для малыша складывается из простоты восприятия (слова-эталоны для детей раннего возраста должны быть короткими и складываться из легкопроизносимых сочетаний звуков), а также из узнаваемых звуков. На первых порах такими речевыми эталонами являются звукоподражательные слова, но только при определенных условиях.

Функциональная и мозговая незрелость в раннем возрасте вынуждает ребенка многократно повторять одни и те же действия. Например, заставляет читать одну и ту же книгу снова и снова, читать «правильно», не пропуская сюжеты. Психологи подсчитали, что ребенок требует от 76 до 120 повторений одного и того же действия, будь то прочитывание книжки, бросание ложки на пол, обыгрывание потешки или что-то еще.

Сочетание речевых эталонов с тактильными, зрительными, кинестетическими и прочими ощущениями позволяет соединить звуки со смыслом или конкретным объектом. Вот почему первые звукоподражательные слова связаны всегда с мимикой, жестами и дополнительной имитацией звуков. Например, говоря «би-би», мы показываем машину, двигаем ее, добавляем имитацию мотора.

В конечном итоге качество речевой среды для ребенка раннего возраста зависит от доступности, разнообразия речевых эталонов и количества их повторений. Можно использовать потешки, пестушки и специально написанные детские произведения. Обязательно должно быть наличие высокой ритмичности стиха, звукоподражательных слов и созвучных с ними, многократные повторы.

Для того чтобы достичь максимального психолого-педагогического эффекта от такого чтения, необходимо выполнять следующие правила:

Первое – повторять чтение произведения много раз в течение нескольких дней, недель;

Второе – темп чтения, особенно на звукоподражаниях и повторяющихся словах, должен быть замедленным;

Третье –артикуляция на каждом слове должна быть четкой, то есть она должна прослушиваться однозначно (без разнотолков) и хорошо просматриваться;

Четвертое – артикулировать в местах трудно произносимых сочетаний звуков следует утрированно (усиленно), в том числе и с помощью незначительного замедления темпа и микропауз между слишком разными звуками; пятое – интонация всегда выразительная и эмоциональная;

Шестое – интонация при первых 70 повторениях должна быть одинаковой, позже ее можно разнообразить;

Седьмое – сопровождающие жесты должны быть лаконичными и символичными (излишняя жестикуляция и агрессивные движения затрагивают инстинкт самосохранения, ребенок непроизвольно пугается).

Главная задача простейших речевых эталонов в том, чтобы ребенок учился слушать и слышать минимальные единицы речи – фонемы, из которых состоит все сложное и прекрасное в языке. Яскова Т.Г. учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 9 Яшкинского муниципального района