29.07.2019     0
 

Ребенок не разговаривает или задержка речевого развития

Само понятие задержка речевого развития вытекает из самого понятия и означает задержку речи. Рожденные дети…


Ребенок не разговаривает или задержка речевого развитияСамо понятие задержка речевого развития вытекает из самого понятия и означает задержку речи. Рожденные дети не привязаны к лингвистике, т.е. не важно, где ребенок родился, какую услышит речь, на том языке он и заговорит. Ведь родится ребенок может в русскоязычной семье, а в дальнейшем воспитываться в финской семьи, например, соответственно и говорить он будет на финском.

Дети изначально смотрят, улыбаются, изучают мимику родителей, начинает гулить, лепетать, так примерно к концу первого года жизни формируется центр понимания речи. После, примерно к 3 годам, формируется центр моторной речи. Все эти показания усредненные, так как разброс умений и навыков в 2 года может быть колоссальный, кто-то имеет словарный запас в 20 слов, а кто-то читает стихи, но к 3 годам дети должны сравняться. Очень важно определить в этот момент несколько процессов:

1. Слуховые способности малыша, то есть если ребенок не слышит или частично, то формирование речи в таком случае затруднено. В родильных домах сурдологи проверяют у младенцев слух, но есть возможность потери слуха позже, после перенесенных заболеваний, поэтому важно следить за реакцией малыша на звуки. Если есть какие-либо подозрения незамедлительно обратиться к врачу.

2. В год ребенок должен освоить указательный жест пальцем. Данный жест сопровождающийся зрением формирует речь.

3. После года освоены 2-5 слов.

4. Ребенок обращает внимание на речь, обращения к нему, вопросы.

Если эти пункты с положительными ответами, то формирование речи у ребенка в пределах нормы. Не стоит переживать если малыш в 2 года употребляет в своей речи совсем небольшое количество слов, до 15 слов, например, но при этом он обладает всеми остальными умениями и идет на контакт со взрослыми в общении, то придет время и ребенок догонит своих сверстников в разговорах.

На задержку в развитии речи могут влиять:

1. Если ребенок правша, и всегда выполняет все действия правой рукой, то за это отвечает левое полушарие, которое и отвечает за речь, собственно, если левша, то все наоборот, но бывает, что малыш не определился еще какой рукой удобнее выполнять различные действия, так это может стать одним из факторов к задержке развития речи.

2. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Действительно, это так, но не стоит забывать, что это лишь статистика, все индивидуально.

Каждый ребенок должен освоить речь до 5 лет, так как этот возраст считается критическим периодам. Не стоит ждать такого возраста, а в 2.5 года бить тревогу и обращаться к неврологу. В этом случае еще можно без медикаментозно общими рекомендациями решить такую проблему. Как же помочь ребенку заговорить?

  • перестать сюсюкать с ребенком, говорить ласково, но четко излагать свои мысли желания;
  • длительное сосание соски замедляет речевые процессы (до 1-1,5 лет ограниченно), то же самое относится к бутылкам с соской, после года можно ребенка приучать к кружке, либо поильникам;
  • важно общение с разговаривающими детьми, взрослый может понять ребенка без слов на уровне жестикуляции и мимики, а два маленьких ребенка друг друга не поймут, это является стимулом к разъяснению человеческой речью;
  • развитие мелкой моторики;
  • обязательно разговаривать родителям с ребенком, и не стоит говорить, что вы его не понимаете, лучше проговаривать названия предметов, которые, возможно, он просит. Можно ставить музыкальные сказки, игрушки, книжки, чтобы ребенка окружала речь.

Задержка развития речи в будущем может привести к задержке психо-речевого развития, то есть и другие психические элементы будут плохо формироваться. Возможно ребенок заговорит, но столкнется со сложностью выговаривания букв, звуков или слов в целом, это может привести к проблемам в школе, ведь изначально письмо основывается на речи: как говорим, так и пишем.

Самое важное в помощи малышу – это разговаривать, никакие витамины не помогут заговорить на иностранном языке, важна живая речь. К этому может быть подключена педагогическая стимуляция речи, например, логопедические занятия, медикаменты должны быть подключены в последнюю очередь, ведь они не способны к максимальному эффекту, а лишь помогают на 10-15%, либо в совокупности с занятиями.


Мы вКонтакте