Кулагина Н.С. учитель-логопед, МБДОУ Д/с №77. Работа на тренажере направлена на преодоление нарушений в употреблении лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР, а также с билингвизмом, и рассчитана для старших дошкольников. Трудности усвоения лексики и грамматики занимают особое место в структуре речевого дефекта, требует от ребенка большого внимания, усилий. Данный этап коррекционной работы относительно долог в усвоении. Решению данных актуальных вопросов способствует многофункциональное наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций «Логокуб».
Логопедическая работа основана на методе наглядного моделирования. Пособие представлено в виде куба, на четырех сторонах которого имеются карманы, в них вставляются карточки-символы и картинки. Дети имеют возможность опираться в своих высказываниях на карточки-символы и картинки, зрительные опоры напоминают правильный ответ — это помогает детям строить свое речевое высказывание. В кубе хранится наглядный материал.
Для коррекции и развития лексико-грамматических категорий у детей мы используем любые познавательно-речевые игры с применением карточек-символов. Данные игры могут вводиться на этапе автоматизации звука в словах и предложениях, при составлении рассказа-описания, в играх на усвоение лексико-грамматических конструкций, проводятся индивидуально и с подгруппой. Постепенно развиваем связные высказывания детей, которые они правильно грамматически оформляют; расширяем и активизируем словарный запас; развиваем мыслительную деятельность детей; развиваем произвольное внимание, память, мышление.
К основным приемам НОД, в работе на «Логокубе» относятся: образец, объяснение, повторение, пример правильной речи ребенка, употребление сопряженной речи (за ней отраженной), исправление, подсказка и др. Именно при повторении помогают наглядные модели – как подсказки для детей. Карточки-символы составляют основу пособия «Логокуб». Вращая куб, дети могут выбрать игру-упражнение по желанию.
В речевые игры наглядные модели включаются постепенно. Детям дается понятие: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Вводятся карточки-символы для определения словоизменения существительных. Дети слушают логопеда, он голосом подчеркивает окончание (суффикс, или приставку), и сравнивает вновь образованную форму слова с начальной. Далее, в игровой форме тренируется однословный ответ с утрированным произношением и т.д. Включаются наглядные модели для игр: «Угадай для кого эта вещь» (словоизменение: прилаг. в сочетании с сущ. по родам), «Маленькое — огромное» (словоизменение: сущ. или прилаг. при помощи суфф.), «Путешествие на машине» (словоизменение: преобразование действия при помощи приставочных гл.) и др.
Речевые игры-упражнения, на основе наглядного моделирования, проводятся с последующим усложнением: сначала отрабатываются отдельные слова при помощи предметов, предметных картинок, на основе наглядных карточек-символов; постепенно усложняются грамматические формы на уровне словосочетания, предложения с добавлением 2-3 наглядных моделей для согласования разных частей речи в роде, числе, падеже, принадлежности времени глаголов и т.д.; речевые игры-упражнения могут иметь в основе опорные таблицы для составления описательного рассказа, рассказа, пересказа.
Введение наглядных моделей в процесс коррекционного обучения, позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции слов и предложений, описывать предметы, составлять рассказ и др. Результаты коррекционного обучения, при помощи речевых игр на «Логокубе», свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе со старшими дошкольниками.