Задачи :
- Познакомить детей с новыми звуками [з,з’] ;
- Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение;
- Вырабатывать навык четкого произношения звуков [з,з’] , формировать умение детей различать звуки по твердости и мягкости;
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
- Способствовать развитию фонематического слуха.
Оборудование: Билеты-карточки — символы, картинки со звуком «з» -(забор, замок, роза, коза и т.д). Картинки со звуком «з’»- (зебра, зефир, корзинка, зеркало, озеро и т.д). Карандаши зеленого, синего цвета, карточки-схемы : по количеству детей, 2 корзины с карманчиками, игрушки-(змея, зебра, пузырек, резинка, зеркало и т.д.), сундучок.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят на коврике, образовав круг, произносят поздравительную гимнастику и сопровождают пальчиковым упражнением (пальчики здороваются).
-Доброе утро, солнце золотое!
-Доброе утро, небо голубое!
-Доброе утро, в небе птички!
-Доброе утро, все малыши!
-Я, вас приветствую и люблю (дети берутся за руки)
-Потому, что мы живем в одном краю!
Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться увлекательное путешествие- в сказочный лес, полный сказок и чудес! Согласны? А на чем же мы туда отправимся?
Дети: (самолете, корабле, поезде и т.д.)
Логопед: Я предлагаю отправиться на поезде! Но на поезд нужно купить билеты, покупать мы их будем не за деньги. Цена билета — правильный ответ. Придумайте слова со звуком «С» или «С’»! Кто придумал, получает билет на поезд, проходит, занимает место в поезде (дети получают билеты-символы).
Логопед: Билеты есть у всех, пора отправляться в путь.
-Наш поезд, едет, колеса стучат
Так, так! Так! (3 р) дети отхлопывают ритм
-А в поезде, дети тихонько сидят,
Так, так! Так! (3 р)
-Наш поезд во всю, гудит
-Чух, чух-чух! (3р)
-Я детей везу, изо всех сил кричу
Чух, чух-чух !(3р)
Логопед: Вот мы и приехали. Выходите из вагонов. (Дети встают со своих мест) Вот мы и в сказочном лесу! (Включается презентация, слайд №1)
Детей встречает Зайка — он грустный.
Логопед: Здравствуй зайчик! Почему ты такой грустный? Включается слайд №2 (озвученный)
Заяц: У меня беда! Нам в лесной школе задали задание. Ребята , подскажите пожалуйста, с какого звука начинается мое имя?
Логопед: Слушайте внимательно : «Зайчик»???
Дети: з-з-з
Логопед: А как вы думаете звук «з»- гласный или согласный?
Дети : Согласный
Логопед: Докажите почему?
Дети: Потому, что когда мы произносим звук «з» в ротике преграда и петь их мешают зубки.
Логопед: Молодцы. А скажите согласные звуки могут быть какими?
Дети: Мягкие и твердые.
Логопед показывает картинку, на которой изображен зайчик. Вот в слове зайка- он какой?
Дети: твердый
Логопед: Правильно. Произнесем этот звук з-з-з (Дети произносят). Показ слайда №3 (озвученный)
Логопед: А вот и зайка! Кажется, что-то хочет нам сказать. Послушайте.
Зайчик: Мне дали две корзинки и задание. В левую корзинку положить картинки с твердым звуком «з», а в правую корзинку с мягким звуком «з’».
Дети выполняют задание (раскладывают картинки по корзинам). Задание проверяется ( корзинки переворачиваются, в левой корзине, картинки с обратной стороны — синего цвета, а в правой-зеленого). Далее включается слайд №4 (радостный зайчик).
Зайчик: Спасибо, вам, ребята! Вы, помогли мне выполнить задания! А, сейчас, мне пора возвращаться в школу! До свидания!
Логопед: Ну что, ребята, идем дальше? Что же еще нас ждет впереди! Включается музыкальная игра «Мы идем»- дети шагают и останавливаются.
Включается слайд №5 (на слайде комарики).
Логопед: Посмотрите, да это же комарики. Здравствуйте комарики (они молчат). Почему же? А я кажется догадалась! Это ветерок проказник заколдовал их и они не могут петь свою песенку. Поможем им?
Дети: Да.
Логопед: нам нужно найти куда ветерок спрятал песенки. Я думаю спрятал он их в слова- картинки. А мы их расколдуем и узнаем, где же находятся эти звуки- в начале, середине или конце слова.
Дети разбирают картинки, садятся за столы .(На столах лежат карточки-шаблоны), дети закрашивают нужный квадратик (зеленым или синим карандашом).
После этого включается слайд № 6 (комарики озвученные)
Комарики: Спасибо вам ребята. Теперь мы можем петь песенку з-з-з,з-з-з. А теперь хотим играть.
Логопед: А мы знаем одну очень интересную игру «живые слова» и с удовольствием поиграем в нее. Правда, ребята?
Проводится игра «Живые слова» -составляется слово-Козы.
Далее включается слайд № 7 (озвученный).
Комарики: Ребята, какие вы молодцы! Мы дарим вам за это сундучок! Он поддеревом лежит. До свидания!
Логопед: Что же там? Посмотрим? ( в сундучке игрушки на звуки «з» и «З» (значок, змея, зебра, пузырек, резинка, заяц и письмо).
Логопед: Да, здесь игрушки, только они заколдованы, ветерок –проказник и здесь побывал, все что в сундучке заколдовал. А вот и письмо от него Читает письмо : « Разделите слова- игрушки на части, и игрушки, которые в сундучке, вы можете забрать с собой в детский сад» Ну, что ребята расколдуем?
Дети: да
Дети разбирают игрушки! (деление слов на части разными способами на выбор: отбивание мячом, откладывание фишек, отстукивание палочками, откладывание колец от пирамидки, отстукивание на бубне, отрезание ножницами полосок из бумаги).
Логопед: Молодцы! Теперь игрушки мы можем взять с собой. Ребята, а нам пора возвращаться снова в детский сад. Вот и поезд нас ждет! (Дети садятся в поезд).
Включается веселая музыка.
Логопед: Вот и наш дет. сад, наша группа . Вам понравилось наше путешествие? Кому мы помогли? С каким звуком познакомились? Подлепенская М.Ю. учитель-логопед, МБДОУ № 21 Колокольчик г. Искитима Новосибирской области.