Цель: учить детей дифференцировать в речи звуки [Л] и [Р].
Задачи:
- Коррекционно – образовательные: расширять словарный запас детей; преобразовывать глаголы единственного числа настоящего времени в глаголы единственного числа прошедшего времени; закреплять понятия «предложение», «начало» и «конец» предложения, «точка».
- Коррекционно – развивающие: развивать кинестетические ощущения при анализе работы губ, языка при произнесении звуков; работать над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах – паронимах; развивать навык звукового анализа слова.
- Коррекционно – воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога, других детей.
Оборудование: магнитная доска, зеркала, пособие И.А.Смирновой «Обследование фонетико-фонематической системы речи» (№24), опорные сигналы, схема характеристики звуков, поднос, картинки, мяч, картинка лодки, 6 картинок-ситуаций, «звуковые» коробочки с квадратиками для выполнения звукового анализа и синтеза.
1. Оргмомент.
2. Введение в тему.
Логопед: Ребята, посмотрите, какие картинки я сегодня принесла! (на магнитной доске — картинка «рожки» и «ложки»)
Послушайте меня: (утрированное произнесение звуков «Р» и «Л»)
У косули мелкие рожки.
В руках у нас разные ложки.
Кто сможет повторить эти предложения? (2 ребёнка повторяют высказывания)
Какие слова загаданы на этой картинке?
Дети: На этой картинке загаданы слова «рожки» и «ложки».
Логопед: Давайте подумаем и скажем, что такое «рожки», что такое «ложки».
Дети: Рожки – это часть тела животных (часть тела косули).
Ложки – это посуда.
Логопед: Ребята, назовите первые звуки в этих словах.
Дети: Звуки «Р» и «Л».
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки «Р» и «Л».
3. Работа с настольными зеркалами.
Логопед: Пододвинем к себе настольные зеркала. Давайте сравним работу губ, зубов и языка при произнесении звуков «Р» и «Л». (Дети вместе с педагогом выполняют анализ артикуляции звуков. На доску вывешиваются опорные сигналы.)
Кто назовёт нам отличия в произнесении звуков?
Дети: При произнесении звука «Р» кончик языка дрожит за верхними зубами у бугорков, а при произнесении звука «Л» – он ударяет в дёсна за верхними зубами.
4. Характеристика звуков.
Логопед: Предлагаю дать каждому из наших звуков характеристику. (Двое детей озвучивают характеристику звуков по схеме.)
Что общего у звуков?
Дети: Они оба согласные, оба звонкие и оба твёрдые.
5. Задания на развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы будем выходить к доске, выбирать картинку и определять, какой из заданных звуков слышится в её названии. (Дети по очереди выходят к доске, берут с подноса карточку, называют картинку, определяют звук.)
Молодцы! А теперь превращаемся в волшебников: будем изменять слова! Я бросаю мяч, называю слово со «Л», а вы попробуйте «Л» заменить на «Р» и получить новое слово. (каждое значение слов уточняется вместе с детьми).
стал – … вол – … пил – … навал – …
мил – … жар – … укол – … пожал – …
Логопед: Хорошо у нас получилось! Мы с вами ещё раз убедились, что стоит только заменить один звук в слове на другой, как может получиться совершенно другое слово, с другим значением!
6. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Ребята, скажите, что это виднеется вдали? (на доску крепится картинка лодки)
Дети: Вдали виднеется лодка.
Логопед: Давайте и мы превратимся в лодки и поплывём навстречу!
Две ладони прижму,
И по морю поплыву. (ладони прижать, большие пальцы не соединять)
Две ладони, друзья, –
Это лодка моя! (делать волнообразные движения ладонями – «лодочкой»)
Паруса подниму,
Синим морем поплыву. (у соединённых вместе рук в форме «лодочки» поднять большие пальцы)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (полностью соединить ладони друг с другом, имитировать плывущих рыб)
7. Изменение глаголов единственного числа настоящего времени.
Логопед: Ребята, посмотрите, лодка привезла нам задание! (на доску вывешиваются 6 ситуаций со схемами двухсловного предложения)
Посмотрите: «Мальчик играет». Давайте продолжим и назовём остальные ситуации.
Дети: Девочка прыгает.
Папа храпит.
Мама стирает.
Лев рычит.
Мальчик красит.
Логопед: Сколько слов в каждом предложении?
Дети: В каждом предложении по два слова.
Логопед: Посмотрите, под каждой ситуацией есть схема предложения из двух слов. Напомните, почему первое слово имеет высокий выступ?
Дети: Каждое предложение начинается с большой буквы.
Логопед: Ты абсолютно прав(а)! А кто знает, зачем в конце этот кружочек?
Дети: Это точка.
Логопед: А что это за слова с двумя полосками, напомните, пожалуйста!
Дети: Мы так обозначаем слова – действия.
Логопед: Точно! Кто выйдет к доске и в каждом предложении назовёт только слово – действие? (Один ребёнок выходит к доске и перечисляет слова – действия: играет, прыгает, храпит, стирает, рычит, красит.)
Спасибо! Кто заметил, какой из наших звуков «Л» или «Р» есть в каждом из слов – действий?
Дети: В каждом слове-действии есть звук «Р».
Логопед: Подумайте, когда по времени происходят эти действия: играет, прыгает, храпит, стирает, рычит, красит, – давно или сейчас?
Дети: Эти действия происходят сейчас.
Логопед: Правильно! Теперь я изменю слово и добавлю к нему звук «Л», а вы слушайте, когда по времени будет происходить это действие: «играл».
Дети: Это происходило давно, давно играл.
Логопед: Теперь будем выходить к доске и произносить эти предложения, добавляя к слову – действию звук «Л», и рассказывать о событиях в прошедшем времени. (2-3 ребёнка выходят к доске и выполняют задание)
Мальчик играл.
Девочка прыгала.
Папа храпел.
Мама стирала.
Лев рычал.
Мальчик красил.
8. Звуковой анализ слова.
Логопед: Выберите себе любое слово – действие и составьте к нему звуковую схему. (Дети составляют звуковые схемы, логопед контролирует и помогает.)
9. Итог занятия.
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Справились со всеми моими заданиями! Что мы сегодня делали? Какие звуки мы учились различать? Городилова Екатерина Александровна учитель — логопед, МАДОУ ЦРР ДС №362, г.Челябинск