Начнем с самой формулировки вопроса. Можно и нужно ли заставлять ребенка что-либо делать? В прямом смысле слова — нет. Нужны некие обходные маневры. Неправильно подавлять личность в ребенке, ведь можно его сломать. Только если Вы хотите вырастить отличного военного, нужно четко диктовать ему, что и когда делать, не позволяя включать свою голову и принимать собственное решение. Гораздо правильнее направить его в нужное русло.
Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности с самого раннего детства. Нельзя все делать за него. Проявляйте максимум терпения, когда он целый час решает задачу, которую Вы можете решить моментально. Однако надо сказать, что есть и задачи, которые второклассник решает быстрее любого взрослого. Так что ждите, когда Вас попросят о помощи, а не лезьте на рожон со своими советами.
Что же делать, если Вы хотите контролировать процесс? Существуют некоторые уловки, помогающие родителям правильно и безболезненно манипулировать своими чадами. Например, есть такой психологический маневр, когда ребенку предлагается на выбор несколько вариантов занятий на ближайший час, причем все из этих занятий являются полезными и развивающими. Таким образом, ребенок совершает выбор, а родитель в любом случае доволен его выбором. Так мы позволяем ему научиться принимать решения, при этом ограничивая конечное число вариантов. Конечно, некоторые чада могут и догадаться в чем тут подвох. Многое зависит от возраста и темперамента, а также уровня интеллекта и других особенностей.
Если Вы упустили тот возраст, когда ребенок тянулся к знаниям, и можно было легко направить его в нужную сторону, тогда придется взбудоражить его интерес к знаниям. Если он или она не хочет заниматься, например, только математикой, или физикой и математикой, а в других предметах все в порядке, то это происходит потому, что упущены азы предмета или просто ребенок не очень понимает предмет. В таком случае, чем раньше Вы это заметите, тем проще будет решить эту проблему. Будет неплохо нанять хорошего репетитора, а еще лучше для начала – увлечь этим предметом. В случае с математикой, например, можно найти какие-нибудь задачи, которые будет интересно решать Вашему чаду, что-нибудь типа занятной математики или задач на логику, а уже когда он втянется, – нанять профессионала.
Также было бы полезно открыть сильные стороны своего ребенка. Если человек не очень силен в одном, то он обязательно талантлив в чем-то другом. Если он запутался и озабочен своими провалами, лучше всего отдать его в спортивную секцию. Ведь давно известно, что в здоровом теле – здоровый дух. Спорт часто помогает поставить мозги на место и разобраться в себе в любом возрасте. Кстати, если ребенок плох в точных науках, весьма вероятно, что он преуспеет в спортивных занятиях. Помогите ему найти себя, свою нишу и свой путь. Не бывает такого, чтобы абсолютно все школьные предметы не нравились.
Чтобы малышу было проще учиться, читайте ему с самого раннего детства как можно больше, развивайте его, а главное – любите. Не забывайте поощрять успехи. Это один из ключевых факторов формирования самодостаточной личности. Найдите ключ именно к вашему малышу. Поощряйте или сладким, или дополнительными прогулками, или походом в цирк, кино. Также можно сделать особую доску почета или клеить на холодильник звездочки и сердечки за успехи. Особенно хорошо это работает, если у Вас много детей, если есть конкуренция.