21.09.2013      586      0
 

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Три года — возраст переломный, даже если оставить в стороне пресловутый кризис «я сам». Именно сейчас родители…


Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Три года — возраст переломный, даже если оставить в стороне пресловутый кризис «я сам». Именно сейчас родители отдают отпрысков в детский садик — начинается первый этап «взрослой» жизни. Но так уж повелось, что в школу детей усиленно «готовят», а в детский сад — нет.

Возможно, первые «приступы» самостоятельности у наших детей создают иллюзию, что они уже все понимают: стоит им сказать, что детский сад — это их «работа», и они поймут, легко войдут в детский коллектив и будут с удовольствием общаться с «коллегами». Однако на деле…

Экстра или интро?

Как вы думаете, что должен уметь ребёнок, чтобы начало детсадовской жизни не было связано с истериками, слезами и даже невротическими расстройствами? Правильный ответ — общаться со сверстниками и со взрослыми. И зачастую мы ожидаем от своего чада открытости и инициативы в общении — ведь дома он такой бойкий! Но в садике он вдруг становится застенчивым, стесняется подойти к детям на площадке, прячется за вашей спиной, отворачивается от воспитательницы… Недоверие к чужим людям в наше время у детей встречается куда чаще, чем готовность подойти к любому незнакомцу. Но если ваш малыш плачет при попытке незнакомого взрослого заговорить, молчит, когда чужой ребёнок предлагает ему вместе поиграть, помогите своему крошке «социализироваться» — адаптироваться к новой среде, к новым условиям, научиться общаться с посторонними людьми. Притом сделайте это до того, как малыш пойдёт в садик.

Вспомните свой первый визит в детский сад, спросите у родителей, как вы вели себя, когда вас впервые оставили в группе. Попросите супруга — пусть и он напряжёт память и расскажет, как проходило его «боевое крещение». Многие психологические черты «переходят по наследству», и если кто-то из родителей был застенчивым, малообщительным, то, возможно, ваш малыш унаследовал это.

Однако даже если вы знаете, что сами были душой компании, не стоит бить тревогу и требовать от сына или дочки, чтобы те общались, общались и ещё раз общались. Наши дети очень разные. Если ваше чадо — экстраверт, то есть живёт «вовне», черпает информацию об окружающем от других людей, ему будет трудно играть самому, и он найдёт себе партнёров по игре. Ну а если детка — интроверт, то есть живёт «внутрь», информацию об окружающем получает через свои переживания, он охотно будет играть в одиночку, не испытывая при этом дискомфорта. У экстраверта, как правило, нет проблем в общении — ему скорее нужно будет учиться самостоятельной произвольной деятельности. Во время учебных занятий он будет лучше усваивать материал, если учитель организует игры, «соревнования» с другими детьми. Интроверту же нужно будет научиться общаться с окружающими взрослыми и детьми. И в учёбе у него другие мотивы: соревнование с самим собой. Каждый психотип имеет право на существование. И нужно смириться с тем, что даже социально адаптированный интроверт никогда не будет столь же коммуникабельным, как его «зеркальный» тип. Но бывают странные ситуации…

…Ирина Андреевна не видела внучку больше года, и её умиляло в девочке буквально всё: то, как Татка ловко бегает, как старательно произносит слова, «зависая» на непокорной букве «р», как «учит» бабушку рисовать домик и складывать картинку-паззл. Ну ещё бы — четвёртый год пошёл! И на просьбу дочери погулять с внучкой Ирина Андреевна согласилась легко: девочка уже не маленькая, возьмём с собой игрушки — а там она и сама себя займёт. Однако, к удивлению бабушки, внучка на площадке держалась особняком, то и дело подбегала к бабушке и не делала ни малейшей попытки поиграть с другими детками. А на вопрос бабушки, почему так происходит, ответила, глянув исподлобья: «Я их не знаю». — «Ну так познакомьтесь!» — воскликнула Ирина Андреевна. — «Я не умею», — ответила малышка, и на глазах у неё появились слёзы. Итак, дома ребёнок организовывает коллективные игры, не может играть самостоятельно, ей нужны если не товарищи, то хотя бы зрители. Но, попав в новую ситуацию, где много незнакомых людей, она вдруг «превратилась» в интроверта.

Ситуацию разъяснила мама: «У нас частный дом, свежего воздуха хватает, забор высокий, собака добрая — я спокойно оставляла дочку во дворе с игрушками. Зачем нам ходить на детские площадки?».

Знакомиться готовсь!

Как же вести себя, чтобы малыш без затруднений вливался в коллектив? Не нужно избегать поездок в гости, на праздники, устраивайте «детские комнаты» с соседскими детьми, приглашая их в гости. Даже застенчивые малыши потихоньку «оттаивают» и учатся общению: радуются новым игрушкам, обществу друг друга. Показывайте пример знакомства уже тем, что при ребёнке заговаривайте с другими взрослыми и детьми. И, конечно, с раннего детства введите в обычай прогулки на игровые площадки, где будет возможность пообщаться с разными детьми. Даже для годовалого малыша такая прогулка — целая школа познания. Где ещё он научится делиться своими игрушками или просить у кого-то понравившуюся лопатку? Где ещё узнает, как выстроиться в очередь у горки, чтобы все могли покататься, как отвоевать свой совочек и как попросить разрешения покатать чужой самосвал, как спасти от разрушения только что слепленный куличик и как познакомиться с этой славной девочкой, у которой нарядная кукла и добрая бабушка, как рассказать о случившемся, чтобы мама не назвала тебя ябедой…

Если же время первого похода в детский садик неминуемо приближается, а вы обнаружили, что ваш малыш не умеет знакомиться и общаться с другими детками, в первую очередь — успокойтесь! Ваши переживания, даже выраженные не словами, а движениями, взглядами, вздохами — источник напряжения для ребёнка. Если вы видите, что он хочет поиграть, но не знает, как подойти к «незнакомцу», подойдите вместе с ним, скажите: «Давай спросим у мальчика, как его зовут и можно ли с ним поиграть». Так ребёнок получает опыт начала общения.

С пользой для дела

Как ещё вы можете помочь своему ребёнку? Прежде всего — организуйте для него игры с игрушками и со знакомыми взрослыми и детьми.

Игры для расслабления. В обычную утреннюю гимнастику включайте упражнения для чередования напряжения и расслабления. Это нужно делать для того, чтобы на уровне движений ребёнок смог запечатлеть расслабленное состояние. Если у человека мышцы расслаблены — за этим следует и психологическое снятие напряжения.

«Штангист». Пусть ребёнок представит себе, что он поднимает тяжести, а потом расслабленно «отдыхает», бросив штангу.

«Надуватель шаров». Ребёнок «надувает шар», а потом отдыхает. Он может быть и шариком: его надувают, он всё больше напрягается, а потом воздух резко выходит, а «шарик» медленно расслабляется.

Игры-тренировки. Знакомство игрушек с котёнком. Дайте ребёнку игрушку (например, котёнка), лучше такую, которая надевается на руку. Разложите разные игрушки на диване. Пусть котёнок знакомится с ними. Поясните ребёнку ритуал знакомства: нужно поздороваться, сказать, как тебя зовут, спросить, как зовут его. И можно предложить что-то сделать вместе, например, поиграть.

Для детей постарше игру можно усложнить: после того, как новый знакомый назовёт своё имя, нужно ласково это имя повторить (для того, чтобы лучше запомнить его, и для отработки навыка интонационной речи).

Групповые упражнения. Конечно, невозможно приобрести навыки общения вне коллектива. Потому используйте все ситуации, в которых ваш малыш может познакомиться с новым ребёнком. Возьмите на себя роль массовика-затейника — предложите деткам, уже знакомым между собой, поиграть в «знакомство», или просто организуйте игру со всеми детьми на площадке.

Знакомство со зверюшками. Предложите детям «стать» зверюшками (зайчикамибелочкамиёжиками). Пусть придумают себе имена и познакомятся друг с другом. Даже застенчивые детки смогут раскрепоститься и рассказать что-то о себе: ведь через игру детям легче отрабатывать навыки знакомства.

Знакомство с выдуманными детьми. Это более сложное упражнение. Предложите детям выбрать или придумать себе новые имена. Потом малыши должны перезнакомиться, рассказать что-то о себе «новых». Следующий этап — разыгрывание различных ситуаций знакомства.

Знакомство с девочкой, у которой есть кукла (мальчиком, у которого есть машинка). Вести игру будете вы сами. Взрослый: «Давайте поиграем. Кто-то из нас будет девочкой, которая пришла на площадку с куклой (назначить ребёнка на эту роль). А остальные с нею будут знакомиться».

Пусть дети сами придумают, какие слова нужно сказать. Потом можно поменять роли. Пусть тот, кто был «девочкой», скажет, у кого лучше получилось с ней познакомиться. Взрослый может корректировать высказывания ребят: «Меня зовут Серёжа. А тебя как? Давай поиграем!»…

Знакомство с мальчиком, который пришёл без игрушек. Для застенчивого малыша ещё труднее войти в общую игру, если он не может предложить другим деткам даже игрушку. Пусть тогда они сами проявят инициативу и помогут ему войти в игру. Если ваш малыш застенчив и оказывает помощь в знакомстве ещё более скромному сверстнику — это даёт неоценимый опыт. Что нужно учесть: обычно «безигрушечный» ребёнок — грустный. Как нужно познакомиться? «Тебя как зовут? Меня — Оксана. Хочешь со мной поиграть?»

Знакомство с девочкой, которая не хочет знакомиться. Три года — возраст отрицания. Часто дети на какие-то предложения или вопросы отвечают «нет» не потому, что не хотят чего-то делать, а просто из чувства противоречия. Это — достаточно трудное упражнение. Не ожидайте, что ребёнок сам придумает выход из этой ситуации. Чаще всего отказ знакомиться вызывает разочарование. Но это упражнение можно использовать для того, чтобы подобная ситуация в реальности не стала неожиданной для ребёнка. Предложите детям познакомиться с девочкой, которая молчит в ответ (не говорит, как её зовут, не хочет играть). Подскажите ребёнку, что нужно сказать: «Хорошо, когда тебе станет скучно, приходи к нам».

Конечно же, если ваш малыш попал в такую реальную ситуацию, вы ему поможете — хотя бы своим увлечённым участием в игре. А пока подобные игры воспитают в ребёнке терпение, способность откладывать и ожидать выполнения своего желания. А карапуз, который несколько минут назад не хотел знакомиться, может подойти и какое-то время наблюдать, а потом молча присоединится к вам. Через некоторое время можно ещё раз спросить, как его зовут.

Когда мы учим ребёнка ритуалу знакомства, и он повторяет его, «знакомясь» с игрушками, воображаемыми и настоящими детьми, важно ещё настроение, с которым малыш произносит знакомые слова. Ведь если сказать «Давай с тобой играть» с угрюмым выражением лица, если показать, что ты боишься, то другие детки вряд ли захотят играть с тобой. Потому во время игры обязательно обращайте внимание ребёнка на то, что лицо должно быть добрым, голос — весёлым и приветливым. Пусть малыш потренируется. А на площадке с другими детьми можно тренироваться «знакомиться» с разным настроением (грустным, весёлым, сердитым) — пускай кроха сам выберет, какое знакомство ему больше понравилось.