Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную, но неизбежную часть нашей жизни. Они требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Известны случаи, когда дети в прямом смысле слова заболевают в ожидании административной или районной контрольной: у них повышается температура, болит и кружится голова, пропадает аппетит. А что говорить о предстоящих выпускных экзаменах, ЕГЭ?
Нередки случаи, когда уверенные в себе и успешные ученики оказывались не в состоянии ответить у доски на достаточно простые вопросы, в то время как их гораздо менее уверенные в себе одноклассники демонстрировали неожиданно высокие результаты.
Учитель может по своему усмотрению сократить число контрольных работ, но не в его власти освободить детей от экзаменов.
Одни ученики воспринимают экзаменационные ситуации достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в победе. У других не только накануне экзамена, но даже при мысли о нем от страха выступает пот. Не менее встревоженные предстоящим испытаниями взрослые стараются помочь своим детям в «широком диапазоне»: от обвинений в бездействии и призывов больше внимания уделять учебе до восклицаний: «Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь». Увы, все эти «традиционные» способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а ребенку помогают мало.
Наблюдения позволяют считать, что не только процесс проверки знаний больше всего волнует учащихся. Выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью, предписанной всем, и перед ним встает двойная необходимость: во-первых, выбора дальнейшего жизненного пути; во-вторых, даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован.
Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к психологической адаптации в новой социальной ситуации. Здесь родителям, прежде всего, необходимо проявить умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности; помнить, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки с их стороны в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха.
Чтобы помочь своему ребенку постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите учебное заведение, в которое будет поступать ваш ребенок.
Подберите оптимальные решения ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, релаксации не составит труда. Постарайтесь сами научиться и научить ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится на экзамене.
Ситуация неуспеха при поступлении в ВУЗ особенно мучительна для выпускника, если он скован страхом не оправдать ожиданий родителей.
Очень важна психологическая поддержка выпускнику, если у него на экзамене не тот результат, на который рассчитывал, или не поступил в ВУЗ. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь ребенку возникшую ситуацию.
Умение сконцентрироваться на положительном поможет успокоиться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказав: «Это для меня на так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»
Бывает так, что, испугавшись процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.
С введением в наших школах ЕГЭ тревожное состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного. Педагогическая практика и первый опыт проведения ЕГЭ показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести ее к минимуму, если и взрослые, и выпускники будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.
Так как же помочь детям в стрессовых ситуациях экзаменов?
Во-первых, для того чтобы не терять головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.
Во-вторых, родители должны следить за соблюдением режима дня.
Сон – не менее 8 часов; если у ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.
В период экзаменов дети часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Это делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечить полноценный отдых и восстановит работоспособность.
Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, дискотека – 8 часов.
Подготовка к экзаменам – 8 часов в день. Лучшее время, когда внимание и память находятся на «высоте» — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.
Умственные занятия дети должны чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10-15 минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько упражнений, несложную работу по дому. После 2,5-3 часов работы можно сделать более продолжительный перерыв (30 минут) для приема пищи, после чего позаниматься еще часа три.
Не следует забывать о нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам оно увеличивается. Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут простые упражнения:
- посмотреть попеременно вверх-вниз, влево-вправо (15-20 сек);
- попеременно фиксировать взгляд на уделенном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек);
- «рисовать» глазами различные фигуры сначала по часовой стрелке, потом обратно.
В период подготовки желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
В-третьих, для сохранения сил и повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Для продуктивной работы мозгу необходимы разнообразные продукты.
1. Снять утомление при тяжелой умственной работе, укрепить нервную систему помогут грецкие орехи.
2. Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций,которые содержатся в кураге, изюме, йогурте, твороге.
3. Активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память, облегчает запоминание обыкновенная морковь.
4. Антистрессовое действие оказывают шоколад и клубника.
5. Способствует концентрации внимания, вселяет бодрость и уверенность в себе банан.
6. Способность к концентрации внимания усиливает обычный репчатый лук. По мнению немецких ученых, половинка луковицы в день в период нервного напряжения просто необходима.
7. Снять нервозность за счет снижения активности щитовидной железы поможет капуста. Чтобы прошел «мандраж», нужно съесть перед экзаменом салат из капусты.
8. Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С лимон.
Нельзя давать школьникам накануне экзаменов седативные препараты.
Волнение у школьников бьет через край? Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты (элениум, тазепам и др.).
«Успокаиваться» надо заранее: за 1-2 недели до экзаменов полезно попоить ребенка настойкой из трав – пустырника, валерианы, боярышника, пиона или отварами из них. Настойки принимают от 20 капель до чайной ложки, отвары – по 1/3 стакана 2-3 раза в день после еды.
Накануне же или перед самым экзаменом ничем успокаивающим поить не стоит, можно спровоцировать сонливость, рассеянность, заторможенность, а на экзамен нужно прийти собранным и активным.
В период подготовки к экзаменам каждое утро давайте ребенку по 1-2 драже аскорбиновой кислоты – за свойство вызывать прилив сил и улучшать умственную работоспособность ее по праву называют витамином бодрости.
Советы для родителей выпускников
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Если взрослые способны справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально «сорваться».
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, так как чем больше они боятся неудачи, тем больше вероятности наделать ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием детей, контролируйте режим их подготовки, не допускайте перегрузок.
- Обеспечьте удобное место для занятий.
- Обратите внимание на правильность питания.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам, подготовьте различные варианты тестовых заданий.
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка к ориентации во времени и умению его распределять.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых. Лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы на экзамен прийти с ясной головой и хорошей памятью.