Такое в школе бывает довольно часто — в класс приходит новенький. Позволю заметить, что класс — это единое сообщество, со своими лидерами, законами, традициями. И, естественно, никто не будет новенькому объяснять — что можно, что нельзя, как себя правильно «поставить» в классе какой линии поведения придерживаться. Новенький должен понять это сам: и путем пассивного наблюдения на уроках, и во время разговоров с новыми одноклассниками.
Когда новенький заходит в класс, и учитель представляет его — происходит мгновенная оценка ребенка (во что одет, как причесан, какие у него часы, телефон, украшения, как стоит, смотрит, как говорит). Это так называемая первая оценка, фундамент для отношений. И хотя говорят, что первое мнение часто ошибочно, именно на его основании дети будут строить свои взаимоотношения с новеньким.
Весь урок (да и всю первую неделю) дети пристально изучают новенького: что он делает во время уроков, отвечает ли на вопросы учителя и как, как держится у доски, какие у него знания и т.д.).
Наступает перемена. Здесь возможны два варианта:
- дети игнорируют новенького, не вступают с ним в разговор, занимаются своими делами (что бывает крайне редко);
- подходят к новенькому и начинают расспрашивать о прежней школе, ее порядках, об увлечениях новенького; и на основании ответов делают для себя какие-то выводы о нем.
Новенький тоже может вести себя по-разному:
- попытаться вступить в контакт с детьми (то есть подойти, самому первому заговорить, познакомиться — но для этого нужна определенная смелость и уверенность в себе);
- остаться сидеть в классе, делая вид, что погружен в чтение учебника;
- выйти в коридор и, стоя у стены, рассматривать детей, ожидая, пока его позовут в игру или начнут разговор (большинство новеньких так и поступает).
От того, как «поставит» себя новенький в первый день в классе, зависит, как к нему будут потом относиться. Примет ли новенький обычаи, которые «царят» в классе, к какой группе ребят примкнет или останется «одиночкой» — зависит только от новенького. Обычно новенький занимает выжидательную позицию (как разведчик, который проник в стан врага). Новенький должен осмотреться, понять, что к чему, и только тогда он предпринимает какие-либо шаги: завязывает разговор с понравившимся одноклассником, что-то спрашивает у соседа и т.д. Любой новенький пытается стать «своим» для класса. В большинстве случаев у него это получается.
Часто ребята устраивают новенькому испытания:
- заводят разговор на тему, которая не оставит ребенка равнодушным (допустим, критикуют что-либо);
- просят его сделать что-либо запрещенное (например, «напакостить» учителю);
- вызывают на драку — а затем смотрят на реакцию новенького.
Родителям следует помнить, что смена класса для их ребенка даже в пределах одной школы — большой стресс для него. Поэтому не надо мучать его вопросами: Ну как? С кем подружился? Понравилось в новом классе? И т.п. — Ребенок еще сам не освоился в новой обстановке.
Поэтому родители должны помочь своему ребенку преодолеть адаптационный период: не задавать вопросы первыми, но если ребенок сам захочет что-либо рассказать или спросить совета, как поступить в данной ситуации — то обязательно помочь ему.
Только не надо прибегать к помощи учителей или угрозам: «Ах, ты подрался с этим мальчиком! Я сейчас же иду в школу и поговорю ( с ним, с классным руководителем, с родителями мальчика). Я этого так не оставлю!», — во-первых, ребенок замкнется в себе и не будет больше ничего рассказывать; во-вторых, в классе его будут считать «маменькиным сынком», который не может сам за себя постоять. Такое вмешательство только усугубит ситуацию. Нужно помочь советом, как себя вести дальше. И поверьте, тогда ребенок будет вам благодарен, будет считать вас другом, что очень важно.
Так что ваша помощь ребенку необходима, главное — не переусердствовать!