02.12.2017      711      0
 

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

1. Представиться родителям. Вступление: Грамотная речь ребенка – это важное условие его развития. Чем внятнее…


1. Представиться родителям. Вступление: Грамотная речь ребенка – это важное условие его развития. Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче ребенку выражать свои мысли, строить диалог со взрослыми и сверстниками. Правильная речь помогает ребенку легче усваивать программный материал на занятиях в саду и в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, ребенок не может сформулировать свои мысли, а невнятное произношение накладывает опечатки на психическое развитие и порождает речевой негативизм.

2. В начале октября проходит в нашем саду логопедическое обследование детей, достигших пятилетнего возраста. Детей всегда с нарушениями много и наша цель привлечь ваше внимание к этой проблеме и совместно помочь преодолеть недостатки звукопроизношения.

3. Логопедические занятия, согласно графику работы логопедов, в данном дошкольном учреждении, будут проводиться еженедельно по вторникам в вечернее время. Также по вторникам мы будем приглашать и вас, родителей на консультации и индивидуальные занятия, но и вы сами можете прийти по своему желанию с какими либо вопросами.

4. Большую часть времени дети проводят с родителями, чем с нами, поэтому на родителей возлагается большая ответственность по автоматизации звуков. Мы лишь можем поставить звук и дать необходимое направление по дальнейшей работе введения звука в речь. Если родители уклоняются от выполнения заданий, рекомендаций логопедов, то нарушается целостность всего образовательного процесса.

5. Чтобы целостность не нарушалась, необходимо принести тетради взаимосвязи. Где мы пишем задания и игровые упражнения, а вы с ребенком в выходные дни их выполняете. Тетради выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник уже с отработанными заданиями.

Это необходимо еще и потому что, научившись произносить поставленный звук изолированно (пример), ребенок не сразу использует его в речи. Наступает длительный и сложный этап речевой работы закрепления звукопроизношения. Без вашей помощи этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.

6. Тетради оформляются красочно, то есть выполняются рисунки к заданиям, чтобы поддерживать интерес ребенка к занятиям и привлечь внимание к отрабатываемым звукам.

7. Работа по преодолению нарушений звукопроизношения ведется в несколько этапов:

— сначала идет подготовка речевого аппарата к постановке звука, ребенок должен научиться выполнять базовые упражнения для развития мышц губ и языка (показ упражнений), а также идет работа над дыханием, чем сильнее выдох, тем легче произносить ребенку звуки;

— затем идет сама постановка звука с помощью показа логопеда, дома он закрепляется в звукоподражаниях, например:

— Как шипит кошка?

— Шшшш…

— Как шуршат листья под ногами?

— Ш – ш – ш…

— потом в различных слогах, как прямых: ша – ша – ша, так и в обратных: аш – аш – аш.

— далее идет закрепление в многократном произнесении слов (пример);

— после идут различные словосочетания: «Шустрые мыши», «широкий шкаф» и т.д.;

— потом закрепление звука в предложениях: «Миша и Маша – малыши», «Кошка ловит мышку» и т.д.;

— и в последнюю очередь звук закрепляется в коротких стихотворениях (пример) и в пересказах.

Это целая система автоматизации звука от простого к более сложному материалу.

Существует немало книгопечатной продукции по автоматизации звуков (демонстрация нескольких экземпляров)

8. Играя с ребенком, можно добиться быстрых результатов. Еще быстрее ребенок запоминает и у него поддерживается интерес, когда речь подкрепляется движением пальцев рук. Давно учеными доказана связь речевых центров в коре головного мозга с мелкой моторикой.

Отхлопывая ритм, заучиваемого стихотворения, либо изображая действия по тексту ребенок лучше усваивает речевой материал и быстрее автоматизируются звуки. (Показ).

Звуки в речи потерялись…
Вова ищет уж пол – дня.
Где найти их, чтоб в округе
Все вдруг поняли меня?

Чтоб на утреннике звонко
Я стихи для всех читал,
Чтобы от восторга мне бы
Аплодировал весь зал!

И легко бы я беседу
Заводил и там, и тут,
Не стеснялся б я ответов
На занятиях в саду.

Вот бы радовалась мама,
Словно я какой герой!
И моя сестра Светлана
Не шутила б надо мной!

Мне б найти лишь только звуки…
Кто поможет? Кто найдет?
Пусть меня скорее мама
К логопеду отведет!

Логопед легко поможет
Управляться с языком
И исчезнувшие звуки
Вдруг отыщутся легко!

Вы, родители не ждите,
Если звуков долго нет –
В этом случае скорее
Вам поможет логопед!

Надеемся, что данный материал был вам полезен и вы начнете активно принимать участие в преодолении речевых нарушений ваших детей. Спасибо за внимание! Разина Т.В. Учитель — логопед, МДОУ детский сад 240 г. Ярославль.