23.04.2012      1057      0
 

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70…


Общие условия организации песочной терапии

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям,
  • эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич — Евстигнеевна)
— Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
— Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
— Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  • Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
  • Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  • Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  • Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  • «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
  • Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  • Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
  • Выложить фишками геометрическую фигуру.
  • Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
  • Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
  • Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
  • Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
  • Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д..
  • Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
  • Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

Игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

«Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова). Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
— Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
— Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. — кит — [к’] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к’] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб). Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева). Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

Игра «Какой звук лишний?»
— А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
— А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
— р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
— д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
— ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
— з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
— та-ка-па
— па-ка-та
— ка-на-па
— га-ба-да
— па-ба-па
— по-бо-по
— пу-бу-пу
— пы-бы-пы
— та-да-та
— да-та-да
— ла-га-ка
— га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

Игра «Какой отличается?». (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
  • Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
  • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.